Хроника: русский дизайнер, о котором мы не знали
110 лет назад, 12 ноября 1901 года, родился Алексей Владимирович Сахновский – выдающийся дизайнер из России, работавший в США.
Когда в 1937 году на страницах журнала «За рулем» инженер НАТИ Александр Душкевич полемизировал на тему эволюции грузовых автомобилей, он, разумеется, и предположить не мог, что дизайн бескапотных White был разработан Алексисом де Сахновски, русским иммигрантом, сыном финансового советника царя Николая II.
Для графов Сахновских революция означала крушение идеалов. Отец принял яд. А юный Алексей пробрался на юг, где вступил в армию Врангеля. Ее остатки история разметала по огромному пространству от Измира до Парижа. Алексей Сахновский осел в Швейцарии, у тетки по материнской линии. Мать Алексея была дочерью известного в Малороссии сахарозаводчика Терещенко, не чуждого прогрессу. Он еще в начале века пытался наладить автобусное сообщение между Киевом и Житомиром.
Алексей, всегда мечтавший стать автомобильным инженером и даже гонявший с Андреевского спуска в Киеве на самодельной тележке без мотора, теперь получил возможность осуществить детскую мечту. Он поступает в Лозаннский университет, а затем – в известную брюссельскую Ecole des Arts et Métiers, «Школу искусств и ремесел», как называли высшие технические учебные заведения во Франции и Бельгии.
И вот 27 декабря 1924 года Сахновский становится сотрудником кузовостроительной мастерской бельгийца Антуана Ван ден Пляса. (Сегодня Vanden Plas – известная на весь мир кузовостроительная компания.) Кроме того, Сахновский сотрудничает с бельгийским же ателье d’Ieteren. Свои эскизы он подписывает на французский манер – де Сахновски. Один из кузовов на шасси Minerva заказал Сахновскому Адриан Конан Дойль, сын создателя Шерлока Холмса.
Словом, одаренного молодого стилиста заметили. Однако сам он понимает, что размах в Европе не тот. Перебраться бы в Штаты… Сахновский забрасывает американские фирмы своими резюме, шлет эскизы в журналы. Главное препятствие для бывшего белогвардейца, человека без гражданства – отсутствие вида на жительство.
General Motors готова предложить контракт на шесть месяцев. Зато фирма Hayes Body Company из местечка Гранд Рэпидз в штате Мичиган – на целых два года. Гектору Джею Хейзу срочно требуется арт-директор. И Сахновский отдает предпочтение малоизвестной кузовной компании, чтобы сделать ее знаменитой.
В 1928 году Сахновский на пароходе «Левиафан» прибывает в США. 22 октября подписывает контракт. Дизайнеру поручают разработку стиля автомобилей марки DeVaux. Завод DeVaux располагался по соседству с Hayes Body Co. Кузов, спроектированный Сахновским лично для Гектора Хейза на шасси Cord L-29, берет Гран-при на конкурсе элегантности в Монако. Продуктивность Сахновского поразительна. Свои патентные заявки он начинает со слов: «Я, Алексис де Сахноффски, субъект российского царского режима, проживающий в отеле «Уорвик» в городе Филадельфия…»
К 1931 году, когда компания Хейза прогорела, Алексей Сахновский достаточно известен в Америке. В январе 1932 года начальник отдела стайлинга Packard Эдвард Маколей приглашает Сахновского в качестве консультанта. Имеются и другие предложения.
Можно только догадываться о вкладе Сахновского в облик продукции той или иной компании. Например, сравнивать изменения, происходившие в стилистике моделей Packard с эскизами, сделанными для мужского журнала Esquire, с которым с 1934 года Сахновский сотрудничает в качестве «редактора по технике и механизмам». Впрочем, руководство компании Nash прямо признавало, что сделанные Сахновским эскизы вдохновили заводской отдел дизайна на создание моделей 1933 года.
Известно, что Сахновский был причастен к дизайну Chrysler Airflow – модели, оказавшейся чересчур радикальной для 1934 года. Стиль streamline, «обтекаемый» – своеобразное ответвление от ар-деко – увлекает Сахновского. В этом стиле он создает и автомобили, и велосипеды, и даже радиоприемники.
А знаменитые «пивные грузовики»? Когда Канада ввела запрет на рекламу пива, тамошние пивные короли Джон и Хью Лаббаты придумали привлекать внимание эффектными автомобилями для перевозки пенного напитка. Дизайн Сахновского полностью оправдал ожидания.
Жизнь порой поворачивается неожиданной стороной. В 1942 году бывший врангелевец Сахновский, теперь уже в форме майора американских ВВС, прибывает в Москву. Здесь он в союзнической миссии помогает принимать технику, поступающую в СССР по ленд-лизу. По сути, делает то же самое, чем в годы Первой мировой войны занимался его покойный батюшка, когда, будучи комендантом Петроградской портовой таможни, принимал американские грузовики для русской армии.
Уволившись со службы в звании полковника, Алексей Сахновский возвращается к любимой профессии и создает еще ряд интересных проектов. В частности – первых спортивных машин с кузовом из стеклопластика, подтолкнувших легендарного шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла к созданию Chevrolet Corvette. Не забывает Сахновский и сотрудничать с журналами в качестве иллюстратора. В частности, он выполнил в 1963 году серию рисунков классических автомобилей для альманаха Automobile Quarterly, в немалой степени поспособствовав росту авторитета этого первого в мире специализированного журнала по автомобильной истории.
Умер Алексей Сахновский в 1964 году.