Хроника: конец Великого инквизитора

15 лет назад, 29 ноября 1996 года, концерн Volkswagen объявил, что увольняет одного из своих ведущих руководителей Хосе Игнасио Лопеса из-за обвинений в промышленном шпионаже.

О знаменитом «Супер-Лопесе» теперь пишут книги

Дело Лопеса тянулось целых три года и стало одним из наиболее драматичных эпизодов в новейшей автомобильной истории.

Многообещающий руководитель Хосе Игнасио Лопес де Арриортуа, «Супер-Лопес» – баск по национальности – родился в Бильбао в 1941 году. Получив техническое образование, он начал свою деятельность в 1969 году в местном отделении шинной компании Firestone.

Дальнейшее отдаленно напоминало сюжет голливудской мелодрамы «Семьянин» (2000 г.) о преуспевающем бизнесмене, однажды проснувшемся рядовым торговцем шинами в захолустье. Лопес «тянул резину» до 1980 года, пока его не заметил кто-то из сарагосского отделения General Motors. А в 1986-м Лопеса уже переводят в Руссельсхайм, в головную контору Opel. И тут на хваткого сотрудника обращает внимание Джек Смит, новый европейский президент GM. (Смит был известен тем, что выступал в качестве архитектора исторической сделки между GM и Toyota по постройке в Калифорнии первого японского завода NUMMI.)

Чтобы и дальше воплощать в жизнь свои амбициозные планы, Смиту требовался преданный и решительный человек. В 1987-м Смит назначает Лопеса руководителем всех европейских закупок GM.

В ту пору цена легкового автомобиля складывалась следующим образом. Примерно 45-47% составляла стоимость комплектующих. Производство добавляло еще примерно 25%. Расходы на маркетинг и рекламу составляли около 15%. Столько же набавляли дилеры в виде трат и своей маржи. Автомобили обходились General Motors неоправданно дорого, и Смит использовал это обстоятельство в своих интересах.

После рекордных (как тогда казалось) потерь $4,5 млрд. в 1991 году был вынужден уйти в отставку президент GM Роджер Стемпель. Его место немедленно занимает Смит. В апреле 1992 года Смит назначает Лопеса вице-президентом GM по закупкам. Кстати, убытки GM в тот год достигли уже 23,5 миллиарда.

Лопес демонстрирует прямо-таки феодальную преданность Смиту. Наверное, чтобы исправить положение, действительно требовалось привнести в современный бизнес толику средневековья. Во время одного из приватных ужинов в детройтском доме своего сюзерена Лопес картинно снял часы с левого запястья и надел на правое. Он поклялся носить их так, пока американские отделения GM не выйдут в прибыль. Подыгрывая подчиненному, то же самое проделал и сам Смит. Наутро все сотрудники Лопеса надели часы на правую руку.

Репродукция из германского журнала Der Spiegel, с которым Лопес весьма успешно судился из-за публичных журналистских обвинений в шпионаже

Лопес вместе со своими сподвижниками, которых он называл «воинами» и «рыцарями-крестоносцами», повел жесткую политику в отношении закупок. Во-первых, он ввел систему конкурсов, причем на одну позицию выдвигалось порой по десять претендентов. Во-вторых, перестал отдавать предпочтение поставщикам, входившим в GM (чем тотчас нажил себе врагов в профсоюзе UAW и в крупнейшем изготовителе автомобильных частей Delco). То, чем занялся Лопес, постепенно приобрело форму PICOS (Программы по улучшению и оптимизации цен поставщиками комплектующих). Лопеса прозвали «Великим инквизитором».

Весной 1993 года одно агентство опросило 110 предприятий-поставщиков автомобильной промышленности с целью оценить их отношения с заказчиком. Один балл – если эти отношения диктаторские, 10 баллов – если дружеские. Корпорации GM поставили 3,8 балла, Mazda – 4,1 балла, Ford – 4,3 балла, Saturn – 5 баллов, Honda – 5,2 балла, Chrysler – 5,5 балла, Nissan – 5,8 балла, Toyota – 6 баллов. Однако Лопес добился своего – в наикратчайшие сроки урезал затраты GM на $4 млрд. Конечно, он мог выкручивать руки – поставщики были готовы на многое, чтобы не терять такого крупного заказчика, каким является General Motors.

Далее события развивались в духе мыльной оперы. В субботу 6 марта 1993 года на крупной конференции поставщиков Лопес публично расписывался в преданности Джеку Смиту. Во вторник, 9 марта, The New York Times публикует сообщение о том, что Лопес уходит из General Motors в Volkswagen. В среду, 10-го, GM распространяет опровержение. В четверг The New York Times вновь пишет, что Лопес намерен уйти из GM: «Главный спец по сокращению издержек уходит в VW».

Акции GM тотчас просели, потеряв по $1,375 (итог торгов – $38,75).

В пятницу, 12-го президент GM Джек Смит со свитой помчались домой к Лопесу уговаривать. Переговоры длились сутки. В воскресенье GM известила, что Лопес согласен никуда не уходить. В понедельник, 15 марта, The New York Times пишет: «Лопес решил остаться».

Однако для Джека Смита этот понедельник станет по-настоящему черным: GM созывает обширную пресс-конференцию по возникшему вопросу, и буквально за полчаса до выступления Смиту вручают официальное прошение Лопеса об отставке. А уже в среду, 17 марта главный управляющий концерна VW Фердинанд Пьех назначил Лопеса главой по оптимизации производства и закупок концерна Volkswagen.

Началась грандиозная судебная битва между крупнейшими автомобильными корпорациями континентов. GM обвинила Лопеса в промышленном шпионаже – он прихватил с собой 3350-страничное досье с перечислением 60 тысяч частей, поставщиков, цен и условий поставки. Кроме того, уволок материалы по перспективным разработкам Opel, детальный план строительства автомобильного «завода Икс» в городе Резенде, что в 160 км от Рио-де-Жанейро, а также полное руководство по собственной практике сокращения производственных издержек. 22 июня 1993 года немецкая полиция изъяла у сподвижников Лопеса четыре коробки с документами, помеченными грифом GM.

Хосе Лопес, Фердинанд Пьех и канцлер Герхард Шрёдер довольны: Volkswagen заполучил лучшую в мире систему снижения производственных издержек

Председатель Пьех поначалу рьяно защищал своего нового сотрудника, порой в очень резких выражениях, свойственных его характеру. Однако очередной иск GM к Лопесу и компании Volkswagen 7 марта 1996 года обрушил акции VW на франкфуртской бирже. Становилось очевидным, что, связавшись с «Супер-Лопесом», руководство Volkswagen совершило ошибку.

Хотя отношение к Лопесу на личном уровне не было столь однозначным. Позволю себе процитировать отрывок из воспоминаний профессора Карла Хана, долгое время руководившего концерном VW: «Иногда очень полезно заполучить в компанию высококвалифицированного сотрудника, который действует и думает по-своему. Яркий пример – Хосе Игнасио Лопес, который при Пьехе возглавлял сектор оптимизации производства. Он, как никто другой, давал импульс не только VW, но и европейской промышленности в целом». (Карл Х. Хан «Годы моей жизни с «Фольксвагеном»»: СПб., Изд-во Политехнического университета, 2009 г.)

Так или иначе, 29 ноября 1996 года Volkswagen объявил, что увольняет Лопеса. 13 декабря прокурор ФРГ обвинил Лопеса в промышленном шпионаже. Однако уголовное преследование было заменено весьма незначительным штрафом, эквивалентным $280 тысячам. Все требования экстрадиции «Супер-Лопеса» в США были отклонены – думается, не без тайного влияния Volkswagen. А в 1998 году Лопес попал в странную автокатастрофу и на три месяца впал в кому.

Конечно, скандал не шел на пользу обеим сторонам. В январе 1997 года GM и VW заключили мировую. VW обязался возместить $100 млн (ничтожная сумма!) убытков GM, а также в течение семи лет закупить у американцев комплектующих на один миллиард. Стороны обменялись извинениями. Volkswagen также обязался не принимать на работу Лопеса вплоть до 2000 года.

После трагической аварии активность «Супер-Лопеса» ничуть не уменьшилась. Он одержим идеей создания автозавода в Стране басков. В 1999 году он строит четыре опытных образца автомобилей, затратив на это $3,7 млн. Однако проект завода стоимостью $554 млн. не заинтересовал никого в Испании.

Где сегодня Лопес? Он и еще двое его «рыцарей», которым был, по сути, выписан «волчий билет» автомобильной индустрии, открыли собственную консалтинговую фирму Management Arriortúa.

Подпишитесь на «За рулем» в