Хроника: 60 лет техосмотру в ФРГ
С первого декабря 1951 года все автомобили в Федеративной Республике Германии обязаны проходить технический осмотр в организации TÜV - Technische Überwachungsvereine, или, иначе говоря, в технадзоре.
В России аббревиатура TÜV известна, наверное, каждому перегонщику подержанных иномарок. Без заветного кружочка на регистрационном знаке, означающего пройденный техосмотр (немцы называют его TÜV-Wapperl) ни одна немецкая машина не выедет на улицу. (С 1 января 2010 года кружок размещают только на заднем номерном знаке.)
Проблему покупки техосмотра у алчных гаишников дисциплинированные немцы сняли раз и навсегда, поручив надзор за техническим состоянием транспортных средств независимой коммерческой организации. К слову, TÜV никогда не занимался исключительно автомобилями – это сложная многопрофильная структура, в ведение которой входят самые разные виды надзора, в том числе и испытания на надежность и долговечность. Сегодня TÜV действует в 62 странах, предоставляя 2500 видов услуг.
А начиналось все в 1872 году, когда несколько предпринимателей создали D ÜV – Dampfkessel-Überwachungs-Vereine, Общество по надзору за паровыми котлами. Вопрос был злободневный – паровые машины применялись широко, и, случалось, их котлы взрывались, не выдержав давления. Спустя пять лет 80 представителей, эксплуатировавших паровые котлы различного назначения, объединились в Rheinischer Dampfkessel-Überwachungsverein (DÜV) Köln-Düsseldorf.
В 1900 году общество впервые занялось оценкой состояния транспортных средств и выдачей лицензий на управление ими.
Из Кёльна деятельность распространилась на всю Германию. В 1936 году общество переименовали в Technische Überwachungsvereine (TÜV), что, разумеется, звучало более актуально.
К надзору за общим техническим состоянием автотранспорта с 1 апреля 1985 года добавился ASU (Abgassonderuntersuchung) – специнспекция за уровнем вредных веществ в отработавших газах. В наши дни автомобили в Германии получают наклейку на лобовое стекло Feinstaubplakette красного, желтого или зеленого цвета, означающего соответствие одному из трех уровней чистоты выхлопа. Далеко не во все жилые кварталы разрешен въезд с желтой и тем более красной наклейкой. Выдачей таких наклеек тоже ведает TÜV. Это не единственная структура, занимающаяся технической инспекцией, хотя и наиболее почтенная: кроме TÜV, осмотр можно пройти, например, в GTÜ, KÜS и Dekra. Что касается TÜV, то годовой доход этой организации превышает миллиард евро, причем 40% приносят отделения в других странах, например, в Латвии или Австралии.
Много интересного о техосмотре в разных странах и не только можно прочитать на страницах давних номеров журнала «За рулем».