Хроника: пионер значит первый
150 лет назад, 15 декабря 1861 года, родился Чарльз Эдгар Дьюри, изобретатель первого американского автомобиля.
В ряду американских пионеров автомобилизации – Элвуда Хэйнза, Чарльза Кинга, Генри Форда – братья Дьюри (или, как писали в старину, Дюрей), безусловно, занимают первое место. Их самоходный экипаж впервые выехал на улицы города Спрингфилда, штат Массачусетс, в сентябре 1893 года.
В пионерах братьям оставалось ходить недолго, поскольку в Детройте уже обживал свою мастерскую Форд. Инженер Хэнингтон, которому довелось работать с Дьюри, осматривая каких-то пять лет спустя фордовскую тележку Quadricycle, отмечал: «Конструкция мотора превосходная… такая же, как у повозки Дьюри… но система зажигания однозначно лучше…»
Чарльзу и его младшему брату Фрэнку очень повезло со школьным учителем. Звали его Уильям Сэндхэм. Учитель поощрял начинания братьев, между которыми было восемь лет разницы. Они жили на ферме в окрестностях Вайоминга, штат Иллинойс. В вайомингской начальной школе Чарльз почерпнул знаний больше, чем во всех прочих заведениях, где ему приходилось учиться.
В 1878 году, увидев картинку в каталоге, старший брат построил велосипед-«паук». Большое переднее колесо позаимствовали у сеялки.
В 1882 году Чарльз Дьюри заканчивает пуританскую семинарию Гиддинса в ЛеГарпе. В его выпускной работе, названной «Скоростное передвижение», приводятся доводы в пользу создания летающей машины, способной за полдня пересечь Атлантику.
На какое-то время судьба развела братьев – каждый из них пытался отыскать свой путь в жизни. Так в 1886 году Чарльза занесло на ежегодную ярмарку штата Огайо, где некий механик по фамилии Шэнк демонстрировал нефтяной двигатель, который он намеревался приспособить к трициклу. Чарльз Дьюри к тому времени уже вплотную занимался велосипедами, в том числе и трехколесными. Действительно, почему не приспособить двигатель к велосипеду?
В 1891 году Чарльз приехал к брату в Чикопи Фоллз, штат Массачусетс, где тот работал инструментальщиком на заводе Ames Manufacturing Company (это, кстати, старейшее металлообрабатывающее предприятие Америки, начинавшее с лопат и кавалерийских шашек, а в наши дни выпускающее боеприпасы). Братья решили раздобыть денег на постройку самодвижущегося экипажа. И нашли приличную для тех времен сумму в $1000. Деньги ссудил местный делец Эрвин Маркхэм с условием, что, если машину продадут, он получит сверх возврата еще 10%. Ежели дело затянется, то долг увеличивался до 50%. Примечательно, что спонсора братья нашли… заглянув в табачную лавку.
Дела велосипедной фирмы вынудили Чарльза срочно покинуть Чикопи Фоллз, и машину, по сути, проектировал и строил младший брат Фрэнк. На него же свалились все финансовые проблемы.
Машина поехала 22 сентября 1893 года, причем, по признанию самого Чарльза Дьюри, недостаточно уверенно, чтобы обсуждать с инвесторами развитие дела. Скажем, что вместо карбюратора применялся… парикмахерский разбрызгиватель одеколона. Маркхэм негодовал, но Фрэнк уломал его снова дать денег. Фрэнк даже отказался от жалованья. В январе машина, наконец, поехала. Фрэнк, окончательно разругавшись с Маркхэмом, отправляет все чертежи брату Чарльзу, и тот быстренько патентует ее под своим именем.
Кстати, насчет авторства двигателя повозки мнения расходятся. Некоторые историки считают, что Фрэнк Дьюри воспользовался конструкцией инженера Хоули, работавшего на велосипедной фабрике Pope в Хартфорде, штат Коннектикут (эта фабрика также впоследствии начнет выпуск автомобилей).
В 1894 году Фрэнк находит нового спонсора и приступает ко второй машине. В сентябре 1895 года он учреждает в Спрингфилде, штат Иллинойс, Duryea Motor Wagon Company. Утверждению нового дела поспособствовала победа в первых в американской истории автомобильных гонках на приз газеты Chicago Times-Herald. Они проводились 28 ноября 1895 года, на День благодарения. Этот праздник тогда еще только начали отмечать в Штатах повсеместно. Об участии в гонке заявили 80 экипажей, стартовать смогли только шесть, а дорогу в 82 км от Чикаго до Эванстона одолели всего две машины. Повозка Фрэнка Дьюри прошла дистанцию за 7 часов 53 минуты, показав среднюю скорость чуть более 10 км/ч. Фрэнк получил весомые $2000 призовых.
Как видно, главные заслуги в создании автомобиля принадлежат младшему брату Дьюри, но в пуританском обществе Среднего Запада принято было почитать старших. Лишь несколько патентов братья заявили вместе. Младший все больше начинал проявлять самостоятельность.
Косвенно об известности продукции братьев Дьюри свидетельствовал факт, что одна из машин, участвовавшая в гонке Лондон–Брайтон 1896 года, сбила на дороге маленькую девочку – это был, наверное, первый в истории автомобиля трагический инцидент такого рода.
Известности братьев поспособствовал и Гарри Лоусон, монополизировавший автомобильное дело в Великобритании. Поскольку он не смог заставить братьев играть по его правилам, то начал против них «черный пиар», распуская слухи, что машина большую часть пути до Брайтона проделала на поезде, а потом ее для вида хорошенько забрызгали грязью.
И все же жизнь развела братьев. Фрэнк, найдя единомышленников в оружейной фирме Stevens Arms & Tool Company в Чикопи Фоллз, вскоре становится ее главным конструктором и строит автомобиль Stevens-Duryea.
Чарльз в 1901 году, заручившись поддержкой банкира Герберта Штернберга, создает в городе Ридинг штата Пенсильвания новую компанию – Duryea Power Company. Как следовало из заявки – «для производства железа, стали, ванн, а также любых металлических и деревянных (или дерево-металлических) изделий, включая автомобили, двигатели, винты и их части». Новые модели автомобилей – трехколесные. Их Чарльзу помогает испытывать его дочь Реа.
В ХХ век Соединенные Штаты намерены войти новой империей, поэтому одной из новых конструкций Чарльза становится трехколесный автомобиль с установленным на нем пулеметом.
Чарльз не оставляет попыток привлечь к делу брата. Но они практически не общались. Время все расставило по своим местам. Младший брат намного пережил старшего. Чарльз умер в 1938-м в возрасте 76 лет, тогда как Фрэнк дожил до 97 (умер 15 февраля 1967 года). Ему довелось застать время, когда изучение автомобильной истории вошло в моду. К нему зачастили репортеры, и он, разумеется, преподносил события в выгодном для себя свете. Запомнилась одна его фраза: «Брат ушел из жизни, будучи убежден, что он является пионером американской автомобилизации».