Хроника: наказание ремнем
40 лет назад компания Volvo начала оснащать все свои легковые автомобили индикаторами незастегнутых ремней безопасности. С 1 января 1972 года такой индикатор стали устанавливать на все без исключения модели компании.
К началу 1970-х годов во всем мире развернулась борьба за усиление безопасности транспортных средств. Одним из наиболее эффективных пассивных средств, снижающих смертность при авариях наполовину, признали пристяжной ремень.
Шведская компания Volvo, определившая безопасность пассажиров краеугольным камнем своей философии, постаралась убедить публику, что ремень – исключительно ее новшество. На самом же деле привязываться к сиденью ремнем начали еще американские гонщики в 1910-х годах. А в 1949 году на американских автомобилях Nash ремни уже предлагались в качестве дополнительного оборудования.
Гораздо занятнее в контексте Volvo звучит информация о том, что первым европейским автомобилем с ремнями в 1958 году стал Saab GT750. А знаменитый на весь мир швед Нильс Болин, главный спец фирмы Volvo по ремням, прежде служил в Saab. Правда, работал он в авиационном отделении, где, как сам и признавался, в общении с пилотами узнал, насколько эффективен ремень. Господин Болин запатентовал «основы надлежащей системы, предохраняющей пассажиров автомобиля».
Компания Volvo приступила к оснащению своих автомобилей ремнями 13 августа 1959 года.
Но вернемся к индикатору. Когда ремнями безопасности автомобили начали оснащать серийно, мало кто утруждал себя пристегиванием. По данным американской национальной комиссии по безопасности движения (NHTSA), в 1972 году пристегивалось только 12–15% автомобилистов. Благое дело буксовало, и тогда решили придумать устройство, напоминавшее о том, что ремень не застегнут. Предполагалось, что оно будет мигать и пищать, скажем, целую минуту, тем самым надоедая нерадивому водителю или пассажиру. В 1974 модельном году и в начале 1975 года на американский рынок поставлялись модели, которые не заводились, пока пассажиры не пристегнулись – но от столь радикального способа решили отказаться.
Световая и звуковая индикация, напротив, прижились. В 1973 году число американцев, не забывающих про ремни, увеличилось до 28%. Индикатор непристегнутых ремней породил и своеобразный метод борьбы с ним – когда ремень застегивают на кресле за спиной.