В принудительный отпуск на месяц отправят все большегрузы страны
Это необходимо для того, чтобы сберечь федеральные автодороги от ускоренного разрушения в период интенсивного таяния снегов.
«Когда песок и супеси в основании полотна обильно пропитаны весенней влагой, асфальт становится в пять раз менее устойчивым, — пояснил корреспонденту «За рулем.рф» начальник управления сохранности автодорог Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. — Потому мы вынуждены каждую весну приостанавливать движение грузовиков общей массой 40 тонн и выше».
Режим ограничений будет действовать с 1 апреля до 27 июня, однако в течение не всего этого времени, а продолжительностью не более 30 дней для каждого из регионов — по мере продвижения таяния снегов с юга на север.
Не ощутят ли перебои в поставках грузополучатели и не образуется ли дефицит товаров первой необходимости, в том числе продуктов в торговых сетях? Игорь Астахов пояснил, что перевозчики не впервые сталкиваются с вынужденным весенним «отпуском». Объем потерь перевозчиков зависит и от них самих. Следует учитывать опыт: запреты на движение большегрузного транспорта вводятся с 1961 года. Кроме того, «Росавтодор» заблаговременно предупреждает о сроках предстоящих ограничений, предлагает использовать альтернативные способы доставки, не заполнять «под завязку» кузова и фуры, применять машины меньшей грузоподъемности, завозить товары загодя, доставлять по железной дороге.
Предел в 40 тонн разрешено превышать только при перемещениях грузов стратегического значения — посевного зерна, ГСМ, воентехники, дорожных машин в точки экстренного ремонта полотна, продовольствия и спецсредств в места чрезвычайных ситуаций.
С нынешнего года отменили спецпропуска для так называемых особых случаев. В минувшие годы автопредприятия нередко запрашивали разрешения на перевозку, скажем, зерна, вместо которого возили, например, металлолом. Кроме того, порядок, предусматривавший исключения, порождал в регионах коррупционные отношения.
Сильно пожалеет тот, кто проигнорирует регламент. Штраф для юридического лица, владеющего грузовиком-нарушителем (в прошлом году вес был превышен у четверти машин), с этого года возрос до 450 тыс. руб. И это не все. Придется возместить ущерб, нанесенный дороге, — пропорционально расстоянию, уже пройденному до места весового контроля. Но и после этого машине не разрешат двигаться дальше — все равно придется переваливать груз на малотоннажные машины, а значит вызывать их к «месту преступления». Если же перегружать неохота или почему-то невозможно, то, чтобы продолжить путь, понадобится возместить еще и тот ущерб, который большегруз нанесет дороге до места назначения.
Обойтись без особого режима невозможно. По расчетам, один 40-тонный большегруз, выехавший на хлипкий весенний асфальт, в течение года портит семь автомобилей. По оценкам отечественных экономистов, которые подтвердил и Всемирный банк, весенний запрет — наиболее целесообразный способ сохранить дорожную сеть. Тем более, если покрытие невысокого качества (в РФ доля дорог, способных весной не разрушиться под 40-тонной общей массой или давлением 11,5 т на ось, составляет всего 6,1%). Потери от приостановки большегрузных перевозок на месяц в разы меньше того, что могла бы нанести отмена «особого режима».
Такой же порядок применяют в США, некоторых скандинавских странах — в регионах с климатом и почвами, схожими с нашими.
Режим «Стоп, большегруз!» можно будет не вводить в РФ только в 2018 году, когда, по планам, значительная часть сети федеральных автодорог станет более высокой категории, пообещал Игорь Астахов.