Легендарная «копейка» отмечает 42-летие
Ровно 42 года назад с конвейера АВТОВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 («Жигули»), окрашенные в цвета флага РСФСР - синий и красный. Прототипом «советского народного» стал итальянский Fiat-124. В общей сложности на тольяттинском заводе было собрано 4,8 млн «копеек».
ВАЗ как завод и ВАЗ-2101 как первая модель этого завода стали результатом заигрывания руководства нашей страны с итальянскими «левыми». Напомним, что Ставрополь-на-Волге переименовали в честь Пальмиро Тольятти, лидера итальянских коммунистов. Название модели выбиралось всенародно – в 1968 году клич бросили газета «Советская Россия» и журнал «За рулем».
Совместными усилиями итальянских и советских конструкторов итальянскую модель модернизировали в соответствии с климатическими и дорожными условиями нашей страны — усилили кузов, полностью переработали заднюю подвеску, увеличили дорожный просвет (со 140 до 174 мм), сделали ряд других конструктивных изменений.
Кроме того, Fiat-124 оснащался нижнеклапанным двигателем, конструкция которого исключала возможность модернизации. По настоянию советской стороны мотор был заменен более перспективным верхнеклапанным. Для коробки передач ВАЗ-2101 на заводе Fiat подобрали самые прочные шестерни. В общей сложности в конструкцию итальянского прототипа было внесено свыше 800 изменений.
«Пройдет несколько лет, и он (автомобиль) станет самым массовым легковым автомобилем в нашей стране», - писал «За рулем» в июне 1968 года. И надо сказать, что пророчество это сбылось.
ВАЗ-2101 буквально перевернул представление советских водителей о легковых машинах. «Копейка» отличалась просторным и удобным салоном, хорошей динамикой, легкостью в управлении и экономичностью. Модель дала мощный импульс развитию советской промышленности - только к разработкам новых материалов было подключено 60 НИИ. В конструкции вазовского первенца применялись такие материалы, детали и узлы, какие в нашей стране до этого не производились. Это касалось пластмасс, масел, тканей, лакокрасочных материалов и т.д.
ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до конца 1980-х годов.
Подробнее об автомобиле можно прочитать в материале «Собственная гордость».