Минпромторг объяснил, кто будет платить за утилизацию старых автомобилей
Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов рассказал «Российской газете» о сущности и механизмах взимания утилизационного сбора. Эта мера должна защитить российский автопром и компенсировать снижение ввозных пошлин на автомобили, которое ждет Россию после присоединения к ВТО.
Как сообщил Рахманов, Минпромторг России наряду с другими ведомствами работает над поправками к закону «Об отходах производства и потребления». Законопроект уже прошел второе чтение, но ввиду того, что изменения касаются большого ряда товаров, нельзя исключить, «что придется возвращаться к первому чтению и в кратчайшие сроки вносить изменения отдельно по автотранспорту. Автомобили как товар в законе формально не присутствуют».
Кроме того, пока в законе нет и понятия «утилизационный сбор». Хотя суть сбора ясна: по словам Рахманова, он призван компенсировать трудоемкость утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль.
Утилизационный сбор будут применять только к машинам, впервые выпускаемым в обращение. Он не распространится на автомобили, уже находящиеся в эксплуатации в России, – ответственность за утилизацию таких машин в конце их жизненного цикла понесет конечный владелец, которому придется оплачивать доставку автомобиля на пункт утилизации и стоимость самой утилизации, если к тому времени она останется платной.
Для оценки экологического вреда автомобилей коэффициенты сбора могут быть привязаны к размерам выбросов углекислого газа и прочих вредных веществ: чем объемистее двигатель, тем больше выбросов. «Особенно это касается ввозимых в страну подержанных автомобилей», - подчеркнул зам. главы Минпромторга.
По словам Рахманова, в России соответствующая законодательная база будет готова к концу лета, хотя возможна некоторая рассогласованность по срокам с другими государствами ТС – Белоруссией и Казахстаном.
«Размер сбора для стран Таможенного союза будет одинаков», – сообщил Алексей Рахманов.