Европейцы объезжают платные дороги стороной
Европейские водители быстрым платным дорогам предпочитают бесплатную альтернативу, сообщает Financial Times. Падение трафика, как коммерческого, так и легкового, зафиксировано практически во всех странах Европы. Чтобы покрыть убытки, операторы платных дорог выходят на иностранные рынки, в том числе в Россию.
Больше всех пострадали операторы платных автодорог Испании. Высокий уровень безработицы (около 25%) вкупе с дико дорогим бензином вынудили испанцев отказаться от быстрых и комфортных поездок по автомагистралям.
Пример Испании оказался заразителен, и сегодня падение трафика на платных дорогах наблюдается в Италии и Франции. Ситуация напоминает времена банковского кризиса четырехлетней давности. Только за первый квартал 2012 года объем перевозок двух крупнейших европейских операторов платных дорог: испанской Abertis и итальянской Atlantia - упал на 9%.
Крупнейшего французского оператора платных дорог Vinci лихорадит не так явно. Компания занимается внутренними проектами и строительством, в итоге доход от эксплуатации платных дорог для нее составляет всего 11%. Кроме того, есть и безотказный запасной вариант - повышение тарифов вслед за инфляцией. Но французы пока на это не идут.
А вот в случае с Abertis и Atlantia без такой непопулярной меры, похоже, не обойтись. Но повышение не должно сильно ударить по карманам испанских и итальянских автолюбителей. Стратегические планы компании связывают не с наличностью граждан своих стран, а с выходом на иностранные рынки. Abertis уже работает в Латинской Америке: в Аргентине, Чили и Колумбии.
Итальянская Atlantia развивает концессии в Бразилии, Чили, Индии и Польше. Только в Бразилии под управлением компании находится около 1500 километров платных дорог.
Французы же давно присматриваются к России. Vinci уже участвует в концессии на строительство будущей трассы Москва — Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км) через Северо-Западную концессионную компанию.
В конкурсе на управление участком дороги М4 «Дон» в Тульской, Липецкой и Воронежской областях принимала участие и «дочка» Vinci – Concessions. Однако до дела так и не дошло. Французская компания не смогла выполнить все конкурсные требования.
Тем не менее интерес к российским дорогам у французов не пропал. Для операторов платных дорог здесь полное раздолье. В стране открыт лишь один 20-километровый платный участок дороги на трассе М4 «Дон». Пока по нему можно ездить бесплатно, но уже 15 июня тестовый режим будет снят и проезд легкового автомобиля по нему будет стоить 30 рублей.