100-рублевые штрафы за нарушения ПДД отменят или повысят
Вчера в Госдуме обсудили проблемы недостаточно высокой собираемости административных штрафов. Специалисты в области дорожного движения, приставы, судьи и законотворцы обсуждали, что будет эффективнее – система скидок за быструю уплату штрафа или ограничение должников в праве управлять автомобилем. А минимальные штрафы за нарушения, как выяснилось, ждет повышение.
По словам директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артура Парфенчикова, которые приводит портал Право.ru, в прошлом году его ведомство занималось 16 млн исполнительных производств, связанных с взысканием административных штрафов, из которых 11 млн относились к сфере безопасности дорожного движения, а уровень фактического исполнения по ним составил 66%. Таким образом, «развитие законодательства должно быть направлено не столько на повышение эффективности взыскания административных штрафов, хотя это тоже важно, сколько на создание системы мотивации нарушителей на добровольную уплату штрафов», считает Парфенчиков.
Напомним, весной первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков подготовил поправки в административный и уголовный кодексы, предложив за мелкие нарушения ПДД для тех водителей, кто согласен с наказанием и готов уплатить штраф в течение десяти дней после получения квитанции, предоставлять 50%-ную скидку с суммы штрафа. А вот за повторное нарушение следует наказывать строже – вплоть до ареста на срок до 15 суток.
По информации «Российской газеты», участники встречи за круглым столом пришли к выводу, что у нарушителей ПДД должен быть выбор: оплатить штраф досрочно со скидкой, в предусмотренные законом сроки в полном размере или же оказаться под угрозой двойного штрафа или 15-суточного ареста. Глава ФССП Артур Парфенчиков сверх этого предлагает ввести дополнительные санкции за несвоевременную уплату штрафа и наказывать злостных неплательщиков исправительными работами. По его словам, такой опыт уже существовал в одном из регионов. Кроме того, Парфенчиков предложил вернуться к прежнему, еще советских времен, опыту задерживать у нарушителей водительские права и возвращать их по предъявлении квитанции об оплате штрафа.
Однако наказание в виде штрафа в 100 рублей давно утратило смысл, считает Парфенчиков. «Давайте тогда уж чаще применять такой вид административного воздействия, как предупреждение. Наверное, меньше затрат, проблем, а результат один и тот же», – считает глава ФССП.
Со своей стороны, депутат-единоросс Владимир Поневежский уверен, что сторублевых штрафов скоро не будет - их повысят по всему спектру административных правонарушений. Между тем за нарушения ПДД именно сторублевый штраф полагается за 11 составов нарушений из тридцати семи. Как выяснилось в ходе встречи, в думском комитете по госстроительству собираются создать рабочую группу по совершенствованию главы 12 КоАП «Административные правонарушения в области дорожного движения», которая, в частности, поставит вопрос о повышении штрафов в связи с ростом зарплат.
Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин сообщил, что информация об оплате штрафов не всегда доходит до органов ГИБДД. Он рассказал об эксперименте в Краснодарском крае, где водители по желанию могли заказать sms-информирование о наложении на них административных штрафов. Особенно актуальной эта услуга стала после внедрения автоматической фиксации нарушений ПДД. В качестве санкции для тех, кто не желает платить штрафы, зам. главы ГУ ОБДД предлагает вариант с ограничением прав неплательщика на осуществление ряда юридических действий, например на регистрацию транспортного средства.