Музей автомобилей МО РФ разорили после визита Сердюкова со спутницей
Проверка началась одновременно в Рязани, где располагался музей, и в Москве. Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил газете «Известия», что сотрудники ФСБ затребовали документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на 147-ю автобазу Минобороны в Москве.
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В его экспозиции насчитывалось 150 автомобилей, имеющих историческую ценность: лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором везли Юрия Гагарина для доклада руководству страны об успешном полете в космос, ЗИЛ-117 Фиделя Кастро, ЗИС-110 первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, правительственные «Чайки», ЗИМы, ГАЗ-12, уникальный первый образец «русского виллиса» - ГАЗ-67, а также экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
В 2010 году из музея было вывезено 63 самых ценных экспоната. В 147-й автобазе Минобороны «Известиям» заявили, что все экспонаты находятся у них в целости и сохранности, а начальник базы Александр Грабко пояснил, что образцы стоят в хранилище и никуда не выезжают.
Коллекция Минобороны является одной из самых крупных в мире, и ценность ее экспонатов не только историческая, но и вполне материальная. Так, некоторые эксперты считают, что общая стоимость экспозиции составляет несколько десятков миллионов евро. Например, кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, и сегодня каждый такой автомобиль оценивается в 800 тысяч евро, цена ЗИС-110 в зависимости от комплектации может доходить до 600 тысяч. И это не считая некоторых раритетов мирового значения, стоимость которых на аукционе трудно даже представить.
Бывший директор музея напрямую связал уничтожение экспозиции с желанием Сердюкова наложить руку на некоторые экспонаты. «Известия» приводят следующее объяснение: «Интерес к нашей коллекции Сердюков стал проявлять сразу после назначения в Минобороны. Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов. Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, а вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина». По словам Вандера, когда министр со свитой проходили мимо ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117 (самых ценных экспонатов), спутница толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы. Он был переформирован в историко-мемориальный зал в составе Музея истории ВДВ, а затем 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву. Эвакуаторы увезли 63 самых ценных экспоната.
По словам Вандера, сотрудники ФСБ сообщили ему, что у них есть основания полагать, что после перевода часть экспонатов исчезла.