Налог на сверхмощные автомобили завис в правительстве
Идею ввести особый налог на роскошные автомобили и жилье действующий президент Путин сделал одним из пунктов своей предвыборной программы, причем утверждал, что сделать это следует уже в 2013 году. В правительстве долго не могли определиться с критериями, какие автомобили следует считать роскошными. Так, Федеральная налоговая служба посчитала, что исходить при исчислении налога из оценки стоимости автомобиля сложно с точки зрения администрирования, а «танцевать» только от мощности двигателя – некорректно. Со своей стороны, Минфин предложил решать эту проблему через повышенные ставки транспортного налога для сверхмощных автомобилей, произведенных с 2001 года и позже, и нашел в России лишь 20 тысяч роскошных авто, 7 тыс. из которых зарегистрировано в Москве и еще 1 тыс. – в Московской области.
Чтобы возросшие ставки налога вступили в силу с января 2013 года, соответствующие изменения должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря 2012 года. Изучив все опубликованные ранее поправки в Налоговый кодекс, «Ведомости» не нашли ничего нового по транспортному налогу с автомобилей мощностью выше 410 л.с.
Напомним, летом Министерство финансов внесло в правительство поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 2013 г. для автомобилей с двигателем от 410 л.с. и выпущенных после 2001 г. ставка транспортного налога повышается с 15 до 300 руб. за каждую силу, для мотоциклов и мотороллеров от 150 л.с. — с 5 до 25 руб., для катеров и яхт выше 300 л.с. — с 20 до 100 руб. и с 40 до 200 руб. соответственно, для гидроциклов выше 150 л.с. — с 50 до 250 руб. Регионы могут повышать их в 10 раз. Зам. главы Минфина даже перечислил марки автомобилей, владельцы которых будут платить транспортный налог по повышенной ставке: Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Rolls-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровые Mercedes-Benz и BMW 7-й серии.
В Москве налог на самые мощные авто должен был удвоиться (при действующей максимальной ставке 150 руб. за 1 л.с.). По подсчетам тех же «Ведомостей», владельцу BMW M5 последней модели (мощностью 560 л.с.) пришлось бы платить в качестве налога 168 000 руб., и это без учета возможного десятикратного увеличения (действующая ставка для этой модели – 84 000 руб.).
Между тем Мосгордума уже приняла изменения в городские законы «О транспортном налоге» и «О ставках налога на имущество физических лиц», согласно которым с 1 января 2013 года транспортный налог для большинства автомобилей вырастет на 5-8 руб. с каждой л.с. в год, при этом ставки для автомобилей мощностью от 225 до 250 л.с. и выше 250 л.с. не изменились и по-прежнему составляют 75 и 150 руб. /л.с. соответственно.
Федеральный чиновник, участвовавший в обсуждении проекта, сообщил, что поправки находятся в правительстве, и то, что они не внесены в Госдуму, означает невозможность введения налога с 2013 г. Однако причин, почему их не внесли, он не знает.
На днях руководители думских фракций вновь подняли тему отмены транспортного налога и замены его акцизом на топливо. Президент эту идею поддерживает, но считает, что Россия к этому пока не готова.
В 2011 г. поступления от транспортного налога занимали, в среднем, 1,5% собственных (без учета межбюджетных трансфертов) доходов в бюджетах регионов. По данным аналитического агентства Standard & Poor’s, максимальную долю в собственных доходах налог составил в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), а в Москве и Санкт-Петербурге — 1 и 1,8%. Начиная с 2012 г. транспортный налог полностью поступает в региональные дорожные фонды и может тратиться только на ремонт и строительство дорог. В отличие от акцизов, регионы имеют право менять ставки налогов по своему усмотрению, но не выше установленного законом десятикратного увеличения.