Новый хладагент для автокондиционеров потенциально опасен
Инженеры Mercedes-Benz смоделировали ситуацию при ДТП с возможной протечкой в системе кондиционирования воздуха Mercedes-Benz B-сlass. Смесь хладагента HFO-1234yf с маслом компрессора кондиционера моментально воспламенилась при попадании на двигатель, выделяя токсичный фтороводород.
«Скажу честно, от шока мы замерли – нам понадобились сутки, чтобы осознать, что мы наблюдали», - рассказал главный инженер Daimler Стефан Гайер.
Как отмечает агентство «Рейтер», открытие, сделанное инженерами Mercedes-Benz, дало старт настоящей словесной войне между немецким концерном Daimler и американским конгломератом Honeywell.
На кону стоит прибыльный бизнес Honeywell и его партнера Dupont, инвестировавших сотни миллионов долларов в разработку, маркетинг и производство хладагента HFO-1234yf. Новинка к тому же является единственным продуктом, удовлетворяющим требования Евросоюза по защите климата от парникового эффекта, в соответствии с которыми использование нынешнего хладагента R134a должно постепенно прекратиться с января 2013 года, а к 2017 году во всех автомобилях для европейского авторынка будет использоваться только HFO-1234yf.
«Отрасль, несомненно, очень серьезно относится к новым данным тестов, показавших, что хладагент может воспламеняться при экстремальных условиях», - отметила представитель Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).
В сентябре Daimler сообщил о намерении провести мировой отзыв 1300 своих автомобилей, в кондиционерах которых уже используется новый хладагент. Еще месяц спустя 13 крупнейших автопроизводителей приступили к четвертому, последнему этапу тестирования HFO-1234yf, чтобы проверить результаты немецкого концерна, в соответствии с которыми возгорание хладагента происходит в 2/3 случаев смоделированного лобового столкновения автомобилей.
Тем временем Honeywell, получивший в мире около 100 патентов на новый хладагент, вместе с Dupont полностью отвергают результаты тестов Daimler, обвиняя автопроизводителя в крайнем преувеличении опасности и подтасовке самих тестов.
Представители Honeywell говорят, что у автомобилистов больше шансов быть убитыми раскрывающейся подушкой безопасности, хотя признают «среднюю степень воспламенения» HFO-1234yf и при этом цитируют результаты исследования 2009 года, показавшие, что хладагент может представлять опасность не более чем в одном-двух случаях ежегодно.
Хотя законодатели ЕС в Брюсселе пока не получали формальных запросов отложить использование в автоиндустрии HFO-1234yf, немецкие автопроизводители хотели бы получить дополнительные шесть месяцев для проведения новых тестов.