Машиностроители по-прежнему надеются на господдержку
Обсуждение набора протекционистских мер началось под конец 2011 года, а в уходящем году основные игроки вместе с профильными ведомствами перешли к их активной разработке и продвижению.
Наиболее действенной протекционистской мерой в отрасли стало введение в сентябре утилизационного сбора на импортные автомобили, который полностью компенсировал снижение пошлин на них.С помощью сбора удалось не только предотвратить рост импорта, но даже снизить его. По данным газеты «Коммерсант», только за сентябрь—октябрь по легковым автомобилям в количественном выражении он упал на 19%, а по грузовикам — вообще на 44%.
При этом никого не смутила ни предсказуемая резко негативная реакция других членов ВТО, ни отсутствие технической и законодательной базы для создания сети утилизации в России.
В итоге вопрос о сборе в 2013 году будет вынесен ЕС на суд ВТО, а чиновники все новогодние праздники будут искать варианты компромисса. Однако сбор выполнил только первую задачу — сдержал рост импорта. Ждут своей очереди и другие меры защиты. Например, в 2013 году, скорее всего, продолжится ужесточение правил сертификации китайских автомобилей для сокращения серого импорта. О том, что китайские производители мешают развитию бизнеса уже, заявил КАМАЗ.
Но нужнее всего автопрому меры по стимулированию внутреннего спроса — авторынок к концу года совсем перестал расти. Поддержать спрос могут так называемые меры по обновлению парка автомобилей. Для этого можно, например, скорректировать ставки транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля. Можно привлечь и инструмент госзакупок — по правилам ВТО прямо обязать госструктуры приобретать только машины, произведенные в РФ, нельзя, но всегда можно негласно «рекомендовать».