В 2012 году Россия побила рекорд продаж автомобилей
Йорг Шрайбер в своем выступлении отметил, что по сравнению с 2011 г. продажи выросли на 11%, или на 281 308 шт. Причем ускорялся рост крайне неравномерно, в основном в первой половине года. Рекордным месяцем стал февраль - 24% прироста. Рост продаж в декабре составил всего 1%, что лишь на 1467 шт. больше, чем в том же периоде прошлого года.
Таким образом, окончательный результат продаж автомобилей по итогам 2012 г. оказался максимально близок к ранее прогнозируемому АЕБ. Напомним, Ассоциация предрекала продажу не менее 2,9 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России, что, собственно, и сбылось с несущественным перевесом.
Не стоит ждать, что 2013 год будет простым, отмечает глава ассоциации: «легкого роста», который радовал производителей последние три года, не предвидится. В АЕБ считают, что причины этого кроются в замедлении активности покупателей вообще и не связано именно с автомобилями. Люди боятся тратить деньги, «придерживают» их на черный день. Ситуация напоминает 2008 год - тем, что в воздухе витает неопределенность и нет уверенности в будущем.
По поводу ожиданий, связанных со вступлением России в ВТО, Йорг Шрайбер отметил, что ожидаемого снижения цен на автомобили не произошло, в том числе и из-за введенного утилизационного сбора. Хотя само вступление России во Всемирную торговую организацию он расценивает в целом положительно.
А теперь наши традиционные топ-пятерки продаж.
Топ-5 2012 года по маркам (в скобках - прирост по сравнению с результатами 2011 года):
- Lada – 537 625 шт. (-7%)
- Chevrolet – 205 042 шт. (18%)
- Renault – 189 852 шт. (23%)
- Kia – 187 330 шт. (23%)
- Hyundai – 174 286 шт. (7%)
Что касается Топ-5 2012 года по моделям, то вполне ожидаемо, что верхние строчки заняла продукция АВТОВАЗа:
- Priora — 125 951 шт. (-9%)
- Granta — 121 151 шт.
- Кalina — 119 890 шт. (-16%)
Поэтому интересно рассмотреть первую пятерку 2012 года исключительно в призме иностранных моделей (в скобках - прирост по сравнению с результатами 2011 года):
- Solaris – 110 776 шт. (14%)
- Focus – 92 219 (12%)
- New Rio – 84 730 (70%)
- Polo – 69 385 (33%)
- Cruze – 63 181 (68%).
Некоторое лукавство прослеживается с позицией Polo, объединившей импортируемый хэтчбек с Polo седаном российского производства, хотя это, по сути, разные автомобили. Тем не менее результаты получились вполне ожидаемыми.
Согласно прогнозу АЕБ, в 2013 году в России продадут от 2,8 млн до 3,1 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. «Взгляд на перспективы рынка в 2012 году не позволяет надеяться на быстрый возврат к росту рынка, выраженный в десятках процентов. Наши оценки лежат в диапазоне +/- 5% вокруг медианы в 2,95 млн проданных легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году», - заключает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.