Эксперты сопоставили вред и пользу антигололедных материалов

Какими должны быть современные антигололедные средства, специалисты обсудили 21 февраля за круглым столом в РБК.

Запас реагентов, рассчитанный для Москвы на всю зиму, иссяк две недели назад, сообщил Максим Шингаркин, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии. Впрочем, на случай ледяного дождя или обильного снегопада всегда есть резерв средств. Вместе с тем,как разъяснил депутат, департамент ЖКХ столицы срочно докупает необходимые материалы.

Правильно рассчитать их расход — не сугубо столичный хозвопрос. Ведь в Москве фактически проходит многолетний эксперимент, итогами которого надеется воспользоваться вся страна, заметила Анна Бартенева из управления «Мосавтодор» по Московской области. В регионе не решаются пустить в дело, как в Москве, жидкие реагенты, ссылаясь на их дороговизну, и рассыпают песок с солью. «Так не дешевле», —возразил Юрий Розов, руководитель испытательного центра РосдорНИИ. Если считать затраты, связанные с весенне-летней уборкой разбросанного зимой песка и очисткой ливневой системы, жидкие реагенты окажутся дешевле.

Не теряющий актуальность вопрос: не опасно ли для экологии города и здоровья людей лить и сыпать на улицы большие, чем раньше, массы реагентов? Ведь, по сообщениям, на эту зиму закупили намного больше реагентов, чем на прошлую,— задал вопрос корреспондент «За рулем. РФ». Подробности хотелось бы слышать от приглашенного на разговор сотрудника департамента ЖКХ Москвы, однако тот не явился. Приняв роль ведущего спикера, осведомленный Максим Шингаркин объяснил:

Максим Шингаркин, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии.

— Сверх меры, до опасного уровня антигололедные вещества не распыляли. Их дефицит образовался после присоединения к столице территории «новой Москвы», то есть расход средств возрос примерно вдвое. И потом, в нынешнюю зиму снегопадов было как никогда много.

Правда в том, что в любом реагенте есть химсоединение, способное разрушительно действовать на среду, здоровье человека, — пояснила Мария Водянова, научный сотрудник НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН. Но если соблюдать технологию приготовления смесей и стандарты обработки улиц и магистралей, то вредное воздействие химикатов упадет до нуля.

Запас реагентов, рассчитанный для Москвы на всю зиму, иссяк две недели назад, сообщил 21 февраля Максим Шингаркин, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии. Но зима не закончилась: будем скользить и биться?

Михаил Рейнов, кандидат химических наук, член экспертной группы Химико-экологической общественной экспертизы, развеял мифы о противогололедных реагентах.

Некоторые утверждают, что они вызывают химические ожоги.Подобный эффект наблюдается от кислот, щелочей и т.п., но соли в реагентах вредны не более, чем обычная вода. Более того, используемые в современных реагентах вещества по химсоставу близки к тем, что содержатся в организме человека. Можно, конечно, надорвать здоровье поваренной солью, которой растапливают лед, но только если съесть пуд за один присест.

Другой миф — об идеальном реагенте, который не разъедал бы металл и резину автомобилей, не вредил среде обитания. Такой создать нельзя, утверждает ученый-химик. Все, что можно сделать, — составить вещество с наименьшим губительным воздействием.

Какой опыт обрели коммунальщики столицы в уходящую зиму? Депутат ГД Максим Шингаркин сообщил, что опробованное вещество бишофит точно не будет применяться: оно делает асфальт скользким, тормозной путь увеличивается.

После сильных снегопадов такую шургу убрать не просто. Решено, что московских дворников вооружат средствами малой уборочной механизации, чтобы асфальт был чист не только на главных улицах (как нынче), но и второстепенных, во дворах.

Начинается переход с жидких реагентов на так называемые увлажненные — первый положительный опыт уже получен. Эффективность распыления веществ не станет ниже, количество же влаги на полотне дорог снизится существенно. Переход не будет простым — придется переоборудовать и научиться отлаживать технику, работающую на улицах и магистралях.

Подпишитесь на «За рулем» в