Московские блогеры собирают деньги на заграничных экспертов по борьбе с пробками
Речь идет, прежде всего, об экспертизе проекта Северо-Западной хорды и реконструкции Ленинского проспекта, вызвавшей множество нареканий у горожан. Предполагается, что выбранные «Городскими проектами» урбанисты приедут в Москву на месяц, ознакомятся с ситуацией и дадут свое заключение о целесообразности проектов. Также они прочтут несколько публичных лекций, а их доклад по результатам исследования будет напечатан большим тиражом. Расходы на это мероприятие оценены в три миллиона рублей. За четыре дня на электронный кошелек «Городских проектов» поступило 780 тысяч рублей.
Как заявляют в фонде, «задача экспертизы — проанализировать действия правительства Москвы, которое борется с пробками с помощью реконструкции вылетных магистралей и строительства городских хайвеев. Правительство Москвы пытается увести нас от разговора о целесообразности этих мегапроектов, и на всех этапах публичных слушаний обсуждается только их техническая реализация. А то, зачем в принципе строить, не обсуждается даже в кабинетах. Мы же будем говорить как раз о том, стоит ли реконструировать и строить эти дороги именно так, и целесообразно ли тратить на это такие деньги».
Постоянный и жесткий критик Каца и Варламова — блогер «Евгений Шульц» (Александр Евсин) охарактеризовал их идею как «никчемную», а ее суть как «шоу», во время которого приглашенный за 3 миллиона псевдоавторитет в области решения транспортных проблем даст «все ответы». Говоря об экспертах, прежде всего подразумевают профессора Вукана Вучека — американского экономиста, специалиста по урбанистике. Суть его идей в одном предложении: нужно развивать наземный общественный транспорт, прокладывать легкое наземное метро (LRT), тогда автомобилисты начнут пересаживаться на общественный транспорт, и пробок станет меньше. В то же время он заявляет, что «легковой автомобиль с его уникальной способностью обеспечивать превосходную личную мобильность – фундаментальный элемент нашей цивилизации. Доступность владения и пользования автомобилем – важнейшее преимущество и важнейший элемент наших жизненных стандартов».
Критики идеи использования подхода Вучека указывают, что рецепты профессора мало применимы для решения транспортных проблем мегаполиса, подобного Москве, корни которых находятся в гиперконцентрации экономики всей страны в единственном городе. Проще говоря — если следовать его рецептам, то вместо пробок из автомобилей в столице возникнут пробки из людей, ожидающих посадки в трамваи и метро.
Евсин считает, что сама идея Каца о созыве «транспортных ученых» неправильна и по факту работает не на благо Москвы. Настораживает и то, что, по словам Каца, если эксперты сочтут действия мэрии правомерными, результаты их работы обнародованы не будут. Как считает Евсин, выступающий жестким оппонентом введению платных парковок, решать проблемы с автомобилями таким образом, каким это предлагает Кац, опирающийся на идеи Вучека, — «это то же самое, что решать проблемы жилья путем переселения даже не в коммуналки, а сразу в казармы».