Безопасность дорог: герои и антигерои ГИБДД
Поступок полицейских упомянут в комментарии к рейтингу Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» (за январь-февраль) как свидетельство неформального отношения автоинспекции Белгородщины к наведению порядка на дорогах. Не случайно из включенных в рейтинг 33 краев и областей страны Белгородская заняла второе место. Здесь произошло 129 ДТП, в которых 150 человек ранено, 33 погибло. А ведь в течение зимы этот край несколько раз заваливали обильные снегопады, и с 22 января пришлось перевести личный состав ГИБДД области на усиленный режим службы.
Самым же безопасным регионом названа Тюменская область: 318 ДТП, 457 раненых, 35 погибших. Здесь цифры выше, чем у белгородцев, однако «удельный вес» происшествий ниже — в сибирском регионе протяженность дорог, как и общий автопарк, в пять раз больше.
Субъекты федерации в этом рейтинге ранжирует комплексная оценка. Ее формируют статистика безопасности движения, оценка состояния дорог, их оборудование и пр. На итоги за январь-февраль большое влияние оказала действенность работы Госавтоинспекции. Эксперты отметили эффективность профилактической работы ГИБДД с населением. Скажем, при проведении операции «Скорость» на трассе Тюмень-Омск ставилась цель не ловить нарушителей, а предупреждать аварии, и в результате не зарегистрировано ни одного ДТП с тяжкими последствиями. Хорошо сработала при уборке снега жилищно-коммунальная служба: на дорогах Тюмени не возникало перебоев в движении даже в обильные снегопады.
Эксперты отметили, что в регионах, вошедших в сравнительно благополучный «зеленый сектор» рейтинга, реально много сделали для снижения аварийности. Это Удмуртия, Саратовская, Новосибирская, Волгоградская, Оренбургская области, а также республика Башкортостан.
Регионов в «красном секторе» (с опасным дорожным движением) больше, чем вместе взятых в «зеленом» и «желтом». В Иркутской области в январе-феврале резко подскочила аварийность: ДТП случилось больше на 28%, погибших — плюс 40%, раненых — плюс 31%. Анализ показал, что главная причина — нижайший уровень дисциплины водителей, очень многие осознанно нарушают ПДД. Иркутская ГИБДД возлагает надежды на то, что в каком-то будущем исправит ситуацию аппаратура автоматической фиксации. Профилактика же нарушений в загоне.
Замыкает рейтинг Пермь: за прошедшие два месяца ДТП в области произошло больше на 41%, а число раненых на дороге возросло почти в полтора раза.
Общественный центр «За безопасность российских дорог» не только фиксирует данные, но и пытается понять, станет ли движение более безопасным. Планы ГИБДД дают некоторую надежду. Скажем, в Башкирии обновили программу снижения аварийности, ее цель — в течение трех лет сократить смертность на дорогах на 9%, на это будет выделено 1,1 млрд руб. Власти Кемеровской области обещают в нынешнем году открыть вдоль трассы М-53 восемь травмоцентров… И вместе с тем хорошие планы не снимают с автоинспекции каждодневной рутинной, но необходимой работы — корректно и настойчиво наводить дорожный порядок.