Депутаты предлагают строже наказывать за угон со взломом
Как сообщили РИА Новости в аппарате Думы, статью 166 Уголовного кодекса РФ авторы законопроекта хотят дополнить новым квалифицирующим признаком - неправомерное использование автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения с использованием нештатного доступа к нему. В качестве наказания за такие действия предлагаются принудительные работы на срок от трех до пяти лет, либо ограничение свободы на тот же срок, либо лишение свободы на срок от пяти до семи лет.
В настоящее время за неправомерное завладение автомобилем в УК предусмотрен ряд санкций, в т. ч. штраф до 20 тысяч рублей (максимальное наказание - лишение свободы на срок до пяти лет, за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья человека, – до семи лет). Депутаты предлагают исключить штраф из набора санкций, усилив тем самым уголовную ответственность, и дополнить при этом список ограничением свободы на срок от трех до пяти лет.
Кроме того, законопроект устанавливает нижние пределы санкций за неправомерное завладение автомобилем, совершенное организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб – от семи лет лишения свободы (сейчас - до десяти лет) и от 10 лет лишения свободы за те же деяния, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (сейчас - лишение свободы на срок до 12 лет).
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что квалифицировать состав такого преступления достаточно сложно, поскольку доказать, было ли целью при неправомерном завладении автомобилем хищение, а не «просто покататься», на практике достаточно сложно.
Директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор» Глеб Славутский считает формулировку «угон без цели хищения» странноватой. Скорее всего, именно из-за этой формулировки большинство приговоров по угонам или взломам носят достаточно мягкий характер – штраф или условное наказание. Между тем человек, вскрывая чужое авто и уезжая на нем, априори имеет злой умысел – едва ли кто-то будет взламывать замки и угонять машину, чтобы погреться в ней или отдохнуть. Возможно, ужесточение наказания повлияет хотя бы на уменьшение преступлений, совершаемых хулиганами.
Определенная сложность в доказательстве вины существует и при планируемом угоне дорогого авто, говорит Глеб Славутский: «В этом случае для перегона или вскрытия авто часто используются сторонние лица и даже дети, которых нельзя привлечь к уголовной ответственности. Заказчик же лишь составляет план действий». Его совет – принимать дополнительные меры по безопасности собственного автомобиля, такие как установка спутниковых сигнализаций –стандартную защиту профессионалы уже давно научились вскрывать за полминуты. Спутниковые системы безопасности и мониторинга авто не только уменьшают риск угона автомобиля, но и повышают в несколько раз вероятность его возврата хозяину. Не зря ГИБДД предупреждает владельцев, особенно дорогих авто, об усилении их безопасности.
По данным ГИБДД, в 2012 году за сутки только в Москве совершалось около 50 покушений на угон автомобилей. При этом динамика угонов постоянно растет. Поскольку легализовать краденый автомобиль становится все сложнее, угнанные машины идут в основном на запчасти.
Согласно статистике МВД, около трети угонов в России приходится на модели АВТОВАЗа.
Ужесточить наказание для автоугонщиков депутаты собирались еще в прошлом году, причем были даже и радикальные планы - например, заменить статью «угон» в УК на «кражу», «хищение» и «грабеж».