Минтранс просит об отсрочке наказания за отсутствие «утвержденных» тахографов
Законодательные нормы, предписывающие обязательное оборудование коммерческого пассажирского и грузового автотранспорта тахографами, к которым предъявляются определенные требования, вступили в силу 1 апреля 2013 года. В Минтрансе считают, что необходимо сдвинуть сроки вступившей в силу штрафной санкции. Об этом министерство транспорта проинформировало МВД, направив соответствующее письмо, информирует «Российская газета».
Ситуация развивалась следующим образом: Минтранс, изучив зарубежный опыт, пришел к выводу, что тахографы — вещь нужная и полезная. Они помогают сократить число ДТП, связанных с усталостью водителя большегруза, так как не позволяют ему работать на износ и следят за режимом труда и отдыха. За нарушение режима водителю грозит штраф от одной до трех тысяч рублей. А вот если прибора нет, он не включен или работает неправильно, то водителю за управление такой машиной грозит тот же штраф, а автотранспортному предприятию придется раскошелиться на 5-10 тысяч рублей. Такое положение действует с 1 апреля этого года.
Проблемы начались тогда, когда выяснилось, что на российских тахографах используется российская криптография, а на импортных — иностранная. Единственная в Европе сертифицированная лаборатория не захотела поделиться с Россией своими правами, вследствие чего Минтранс был вынужден урегулировать эту ситуацию: для автотранспорта, используемого на международных перевозках, разрешено использование тахографов с европейской криптографией, на весь остальной транспорт предписано установить отечественную, соответствующую единым требованиям.
Однако по недосмотру законодателей получилось, что приказ об установлении единых требований к тахографам вышел, а сами требования еще не утверждены. Производители этой техники в России еще не разработали проектную документацию, устанавливающую эти требования, а поэтому наладить выпуск приборов в промышленных масштабах пока невозможно.
Нет также регламента, который объяснил бы автопредприятиям, какие приборы и как устанавливать. Проект такого документа только проходит все необходимые согласования, и примут его не ранее 1 июля этого года. А между тем с 1 апреля инспекторы ГИБДД начали штрафовать водителей и автопредприятия за отсутствие тахографов новой модели.
Поэтому Минтранс и обратился в МВД с просьбой не применять пока штрафы, если на машине установлен тахограф старой модели. А вот за отсутствие тахографа как такового штрафы никто не отменял — у перевозчиков было больше двух лет на то, чтобы их установить. Модернизировать же ранее установленные приборы необходимо будет только к 2015 году.
В МВД о проблеме знают, но вступившую в силу норму КоАП обязаны выполнять. Более того, если ГИБДД не будет штрафовать водителей, то ее накажет Генеральная прокуратура. Поэтому МВД, в свою очередь, направило письмо в Генпрокуратуру для урегулирования этого вопроса. Пока Генпрокуратура молчит, коммерческих перевозчиков по-прежнему будут штрафовать.
Между тем водители-профессионалы предупреждали, что приказ Минтранса о тахографах сырой и непроработанный, и даже собрали 13 тыс. подписей против обязательной установки приборов, предлагая их заменить другими, более современными и дешевыми средствами контроля.
Справка
Тахограф — устройство непрерывной регистрации маршрута и скорости движения, времени работы и отдыха водителей. Прибор записывает и сохраняет в памяти все тонкости эксплуатации автомобиля. Помимо скорости на конкретных участках он фиксирует поломки машины и следит за тем, в каком режиме водитель движется, и не дает ему работать на износ. Водитель должен управлять машиной согласно утвержденному графику, вовремя останавливаться на кратковременный отдых и не перерабатывать.