Госдума предлагает «простить» все неоплаченные автоштрафы
После оплаты штрафных постановлений граждане продолжают числиться в статусе должников. Должнику в этом случае грозит административный арест, обязательные работы и запрет на выезд за границу. Поток жалоб от населения заставил Общественную палату заняться этим вопросом. Выяснилось, что после оплаты штрафа в банке данные о перечислениях просто не доходят до казначейства. Из 959 российских банков к Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) подключено лишь 653 организации, но и те передают информацию не полностью. ГИБДД ежедневно отгружает в ГИС ГМП 200 тыс. постановлений, получая взамен только 5 тыс. подтверждений об оплате, пишет «Коммерсант».
Проблема возникла давно, но с каждым днем ситуация только ухудшается, так как систем видеофиксации в городах становится все больше, а вместе с ними и штрафных квитанций. При этом только с апреля по май столичные водители направили в Госавтоинспекцию 29 тыс. жалоб в связи с ошибками в базе данных.
Минэкономразвития направило запросы в Минфин, Банк России и Федеральное казначейство с целью собрать «предложения по разработке механизма ответственности кредитных организаций», но ответа пока не получили. Центральный банк, со своей стороны, обещал провести работу с банками, чтобы разъяснить тем ситуацию.
Член ОП Анатолий Кучерена предложил обнародовать список банков-нарушителей, однако представитель Федерального казначейства Оксана Рудь считает, что не стоит вызывать недоверие к кредитной системе.
Специалисты говорят, что для отладки системы фиксации платежей потребуется еще как минимум полгода. И все это время автовладельцы будут вынуждены терпеть неудобства. В этой связи депутаты предложили объявить амнистию по ранее оплаченным штрафам до тех пор, пока работа ГИС ГМП не будет полностью отлажена.
«Повторение подобной ситуации возможно до тех пор, пока банки, работающие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, не оптимизируют процесс своевременной и полной выгрузки в систему данных о проведенных платежах. Однако вопрос зачисления штрафов может отдельно контролировать ГИБДД, но это потребует подключения значительных ресурсов. Избежать подобной ситуации автомобилистам вряд ли удастся, но вот минимизировать риски возможно. Советую после оплаты штрафов сохранять квитанции и при попадании в список должников направлять в ГИБДД по почте или через сайт в интернете заявление с приложенной к нему копией платежного документа», — предлагает директор департамента маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский.
«От компьютерных сбоев, к сожалению, не застрахован никто, но если по вине сбоя электронных систем гражданин несет материальные потери — например, не может выехать за границу, потому что он якобы имеет задолженность перед бюджетом, которую уже погасил, — то в этом случае его потери должны быть компенсированы. Убежден, что если гражданин соберет все документы, свидетельствующие, что все штрафы уплачены, но против него по-прежнему будут применяться санкции — закон встанет на сторону истца. Вопрос — захочет ли он тратить на это свое время и силы, но тут все зависит от величины причиненного материального ущерба и принципиальности гражданина», — советует Леонид Леин, IT-директор ГК «АвтоСпецЦентр».