Иностранцам облегчили доступ к строительству дорог в России

Сегодня, 6 июня, на сайте правительства РФ размещено постановление, в соответствии с которым меняются условия экспертизы проектной документации, а это позволит привлекать иностранные компании к участию в конкурсах на строительство дорог.

Документ подготовлен Минтрансом в рамках исполнения указа президента РФ о долгосрочной государственной экономической политике в части создания механизма привлечения иностранных компаний к участию в конкурсах и аукционах на строительство автодорог федерального и регионального значения. Утвердив постановление №470 «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства», правительство разрешило вносить в уже утвержденную проектную документацию изменения технологий, материалов и порядка строительства без прохождения повторной экспертизы. Благодаря этому время, необходимое на подготовку документов, существенно сократится.

Хотя иностранцам и не запрещено строить дороги в России, зарубежные компании практически не вкладывают средства в транспортную инфраструктуру. В Росавтодоре утверждают, что это связано с трудностями использования новых технологий и материалов, не упомянутых в отечественных регламентах. Между тем, по данным «Ведомостей», пригодность новых технологий определяется постановлением правительства от 1997 года, когда во главу угла ставилась защита внутреннего рынка. Из-за бюрократических преград компании вынуждены предоставлять инновационные образцы конструкций или материалов на экспертизу в Федеральный научно-технический центр сертификации, где одно лишь рассмотрение заявки занимает три месяца.

Среди других причин, мешающих зарубежным компаниям участвовать в строительстве дорог у нас в стране, называют конкуренцию с российскими подрядчиками, которые берутся выполнить работу за меньшие деньги и за счет этого побеждают в конкурсах.

Председатель совета директоров инфраструктурного холдинга «ИНФРА инжиниринг» (cтратегические направления деятельности: строительство дорог, мостовых сооружений, стадионов, аэропортов, объектов малой энергетики; реализация проектов «умный город») Сергей Огороднов считает, что иностранных инвесторов пугает не сама разработка проектной документации и внесение в нее изменений в соответствии с российскими стандартами, а в первую очередь отсутствие четкого регламента по данному процессу: сколько времени это займет? «Если вопрос с регламентом будет решен, инвестиционный климат в России улучшится», – уверен эксперт.

А чтобы в России повсеместно появились хорошие дороги, необходимо, чтобы подрядчик отвечал за их качество, независимо от того, строит он платную или бесплатную дорогу. «Я имею в виду обязательства подрядчика по поддержанию построенной дороги и гарантии ее срока службы, – пояснил Сергей Огороднов. – Первые шаги в этом направлении уже сделаны. И если такую практику развить в масштабах всей страны, то это, несомненно, подняло бы качество того, что делают наши подрядчики, и как следствие — дорог в целом».

Подпишитесь на «За рулем» в