С 1 июля 815 км белорусских дорог станут платными
Также будет взиматься плата за проезд по отдельным участкам автотрасс M2 Минск — Национальный аэропорт Минск, M3 Минск — Витебск, M4 Минск — Могилев, M5/Е 271 Минск — Гомель и M6/Е 28 Минск – Гродно – граница Польши (Брузги).
Автомобили общей массой до 3,5 т – легковые авто и пассажирские микроавтобусы, зарегистрированные на территории Таможенного союза (Белоруссия, Россия, Казахстан), согласно указу президента страны от платы за проезд по вышеназванным дорогам будут освобождены. Кроме того, бесплатным будет проезд для мопедов и мотоциклов, зарегистрированных в Белоруссии, колесных тракторов и самоходных машин, транспорта оперативного назначения, а также используемого в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка.
Для всех прочих автомобилей тарифы дифференцированы в зависимости от допустимой общей массы ТС и количества осей и составляют 0,04-0,12 евро за 1 км.
Взимать плату за проезд планируется с помощью электронной системы BelToll, на создание которой австрийская компания Kapsch TrafficCom AG направила более 267 млн евро. Регистрация в Национальной системе сбора платы за проезд BelToll началась 3 июня.
Реакция российских перевозчиков на решение белорусских властей неоднозначная. Да, идея не новая – подобная система уже работает в Польше, где нововведение поначалу восприняли в штыки, но благодаря хорошей организации и заблаговременному оповещению все нормализовалось. В Белоруссии же проблема может возникнуть для тех водителей, кто 1 июля окажется на территории государства вдалеке от границы, – они рискуют попасть под штрафные санкции, поскольку пунктов выдачи приборов для оплаты внутри республики нет.
Директор подразделения ЧУП dls-Belorossija Илья Аверин пояснил «За рулем.РФ», что пользование платными дорогами не даст перевозчикам никаких преимуществ. Стоимость проезда по трассе М1 с 1 июля возрастет в 1,5 раза, при этом расстояние от пограничного перехода «Козловичи» до границы Российской Федерации как было 609 км, так и останется, а движение грузового транзитного транспорта по объездным дорогам запрещено.
Об экономии времени говорить пока тоже не приходится. Если раньше водитель для оплаты на каждом из четырех пунктов сбора тратил по 5 минут или даже меньше, то по новым правилам при первом пересечении границы придется задержаться как минимум на 30 минут для оформления договора, получения прибора и внесения денег на расчетный счет. А так как договор разовый, то и в дальнейшем при въезде на территорию республики Беларусь придется снова стоять в очередях.
По словам представителя перевозчиков, терминалы оплаты (рамки с датчиками-приемниками, считывающими информацию об оплате за проезд по платным дорогам) стоят по всем участкам трасс. «Белорусский перевозчик обязан внести предоплату на р/с РУП «Белавтострада» и предоставить список «своего» транспорта, затем при проезде в пункте пропуска (граница РБ с соседними государствами) получает считывающий прибор. На это уходит до трех суток, – сообщил Илья Аверин. – Иностранные перевозчики обязаны при заключении договора непосредственно в пункте пропуска внести деньги наличными через любое отделение банка или платежный терминал на р/с РУП «Белавтострада» и постоянно следить за состоянием своего счета. При обнаружении отрицательного баланса штраф начисляется автоматически — чем больше пройденное без оплаты расстояние, тем больше сумма штрафа. По этой причине перевозчикам крайне важно постоянно следить за положительным балансом».
За порядком пользования платными автодорогами будут следить стационарные и передвижные, а также мобильные органы контроля Транспортной инспекции белорусского Минтранса.
Нарушениями порядка пользования платными автодорогами будут считаться неоплата или неполная оплата проезда, использование неработающего, неисправного или не предназначенного для транспортного средства данной категории бортового устройства либо его отсутствие. За это будут наказывать путем блокировки колес и задержания и (или) принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку.
Кроме того, автовладелец будет обязан внести плату за проезд в увеличенном размере. Штрафной коэффициент пока не определен, но даже при самом скромном прогнозе ожидается, что неплательщик, даже если он проехал по платным дорогам лишь 19 км, должен будет внести такую сумму, как если бы он проехал по всей сети в 815 км.
Вырученные от реализации проекта средства Белоруссия планирует вкладывать в развитие автодорог, модернизацию трасс до европейского уровня, развитие инфраструктуры.