Чего ждать от возобновления программы льготного автокредитования
О том, что Минпромторг передал в правительство проект новой программы льготного автокредитования, рассчитанной на полтора года, и о том, что она может заработать уже с 1 июля, стало известно в дни работы Международного экономического форума. Как мы уже сообщали, по своим условиям новая программа станет «калькой» со старой, за исключением двух моментов. Первый – программа будет касаться как выпускаемых в России автомобилей, так и импортируемых (это, как пишут «Ведомости», требуется ради соблюдения условий членства России в ВТО). Второй - с учетом инфляции максимальная стоимость кредитного автомобиля должна возрасти с прежних 600 тысяч до 700 тысяч рублей. Как и ранее, государство будет субсидировать 2/3 ставки рефинансирования, то есть 5,5 п.п. от текущих ставок по автокредитам.
Если проект Минпромторга будет принят без изменений, то выбор моделей, которые можно будет приобрести по льготной кредитной ставке, окажется довольно широким. Воспользовавшись сервисом подбора автомобилей на сайте www.kupiavto.ru, мы выяснили, что только в диапазоне от 600 тыс. до 700 тыс. руб. на российском рынке предлагается 96 моделей, среди которых 12 популярных кроссоверов, таких как Renault Duster (от 614 000 руб.), три модели TAGAZ – Tager 3D (от 609 000 руб.), Vortex Tingo FL (от 614 000 руб.) и Road Partner (от 624 000 руб.), Suzuki SX4 (от 629 000 руб.), UAZ Patriot (от 631 000 руб.), Nissan Juke (от 649 000 руб.), Chery Tiggo (от 659 000 руб.), Mitsubishi ASX (от 699 000 руб.), SsangYong Actyon и Great Wall Hover H3 (оба – от 699 000 руб.), а также универсалы 9 моделей, включая Opel Astra Family Caravan (от 624 000 руб.), Skoda Fabia Combi (от 644 000 руб.), Chevrolet Cruze SW (от 665 000 руб.).
Седанов только в этом диапазоне мы насчитали 23 модели. Это и Citroen C-Elysee (от 600 400 руб.), и Hyundai Solaris (от 604 000 руб.), и Ford Focus (от 608 500 руб.), и Chevrolet Cruze (от 609 000 руб.), и Peugeot 301 (от 620 000 руб.), и Volkswagen Polo Sedan (от 623 000 руб. с АКП), и Kia Cerato New (от 669 000 руб.).
Хэтчбеки представлены 44 моделями, от Opel Corsa 5D (от 600 000 руб. с АКП), Volkswagen Golf 3D (от 603 000 руб.) и новой Skoda Octavia (от 647 000 руб.) до Skoda Fabia Scout (699 000 руб.).
Говоря о причинах, которые заставили правительство вернуться к льготному автокредитованию, аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова напомнила о неутешительной статистике российского авторынка: по данным АЕБ, падение автопродаж достигло в годовом исчислении 4%. При этом автокредиты с прошлого года подросли в цене и в текущей экономической ситуации стали недоступными большинству граждан. К тому же падение спроса на автомобили второй год подряд вынуждает автопроизводителей сокращать выпуск, что негативно влияет на темпы экономического роста.
По прогнозу Екатерины Кондрашовой, программа, которая коснется легковых автомобилей и небольших коммерческих авто, будет выгодна людям с небольшими доходами, ориентирующимся на бюджетные автомобили, в том числе на отечественные, и сможет принести 12-18% дополнительно оформленных автокредитов. (Напомним, Минпромторг ожидает, что программа льготного автокредитования принесет в бюджет свыше 21 млрд рублей и позволит дополнительно реализовать за полтора года 400 тыс. автомобилей.)
Директор по продажам компании «Авторусь» Дмитрий Шевцов сообщил «За рулем.РФ», что, по его мнению, возобновление программы льготного автокредитования – весьма своевременная мера. «Программа может привлечь тех покупателей, которые в данный момент откладывают покупку авто, и таким образом сократить падение рынка, – считает Дмитрий. – Увеличение максимальной стоимости автомобиля, скорее, корректирующая мера, позволяющая учесть инфляцию и разницу цен на авто по сравнению с прошлым годом. Однако для потребителей даже небольшое увеличение максимальной стоимости – это дополнительный плюс программы, как и то, что она затронет не только произведенные в России автомобили, но и импортируемые».
По мнению Дмитрия Шевцова, широкое распространение программа, скорее всего, получит ближе к осени, поскольку банкам, предоставляющим льготное кредитование, понадобится некоторое время на то, чтобы скорректировать бюджеты. «В ближайшее время к программе присоединятся госбанки, а потом постепенно подтянутся и частные», – считает Дмитрий Шевцов.
Его коллега Екатерина Чагаева – директор по продажам «Ауди Центр Восток» (ГК «АвтоСпецЦентр») полагает, что новая программа нацелена в первую очередь на стимулирование спроса потребителей на отечественные автомобили и на продукцию промышленной сборки – машин массового сегмента, которые собирают на территории страны. «Увеличение суммы до 700 000 руб. список, конечно, расширит. Но какие конкретно производители от этого выиграют, сейчас сказать сложно», - сказала Екатерина Чагаева, напомнив, что обеспеченность россиян личными автомобилями на душу населения еще очень далека от уровня Европы. По этой причине эксперты оценивают емкость рынка как очень большую, даже несмотря на стагнацию автоиндустрии.
«В этой связи политика властей по замещению недорогих подержанных иномарок на новые отечественные авто, купленные по программе льготного кредитования, в условиях роста цен на иномарки всего спектра выглядит вполне логично, – считает Екатерина Чагаева. – Однако ни перечень моделей, включенных в программу, ни детали самой программы пока не утверждены, поэтому в данный момент от прогнозов в отношении успеха инициативы я бы воздержалась».
Тем временем российское представительство компании Opel уже сообщило, что марка участвует в программе льготного автокредитования. «Под условия программы попадают новые автомобили стоимостью до 700 000 руб. Кредит выдается на срок до 36 месяцев, а его сумма может достигать 595 000 руб. Государственная субсидия покрывает 2/3 ставки рефинансирования на дату выдачи кредита», - говорится в сообщении пресс-службы.