«Автогражданка» отпраздновала 10-летие

Сегодня исполнилось ровно 10 лет со дня вступления в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО). Российский союз автостраховщиков к юбилею решил подвести итоги.

Сейчас на рынке ОСАГО работают 108 компаний, включая членов-наблюдателей. За годы действия закона страховщики ОСАГО урегулировали 17 млн страховых случаев, выплатив потерпевшим свыше 400 млрд рублей.

Число заключенных договоров ОСАГО, вступивших в силу за этот период, – 339,599 млн. Объем компенсационных выплат из фондов РСА за компании, которые покинули рынок, приближается к 19 млрд рублей.

Начиная с 2005 года одним из приоритетных направлений развития системы ОСАГО в России являлось введение систем прямого возмещения убытков (ПВУ) и упрощенного оформления документов о ДТП («Европейский протокол»), которые фактически были введены в действие с 1 марта 2009 года. Эти проекты были направлены на упрощение отношений между страховщиками и потерпевшими при наступлении страхового случая, а также расширение прав потерпевших в части порядка оформления документов о ДТП.

Система ПВУ удачно прижилась в реалиях российского общества, а ее популярность постепенно продолжает расти. Всего в рамках ПВУ урегулируется около четверти от всех обращений по ОСАГО.

Что касается «Европейского протокола», то пока нельзя сказать, что эта процедура получила такое же распространение. Тем не менее водители постепенно привыкают к «новому» удобному способу оформления ДТП. За прошедший год упрощенным оформлением ДТП воспользовались чуть более 8% водителей (в 2012 году эта цифра составляла 5-6%).

Страховщики научились разрешать споры без привлечения суда. С марта 2011 года при РСА успешно работает третейский суд, который был создан для мирного урегулирования споров, возникающих между страховщиками. В третейский суд при РСА за 2 года поступило и рассмотрено 1285 исков (за 2011 год – 423 исков, за 2012 год – 862 иска). Для сравнения: в третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ за 2 года поступило 228 исков (за 2011 год – 117 исков, за 2012 год – 111 исков).

У автовладельцев с начала 2013 года появилась «страховая история»: введена в эксплуатацию единая информационная система ОСАГО. Сегодня страховщик при продаже полиса обязательного страхования обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу данных и проверить коэффициент «бонус-малус» (понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от аварийности). Для аккуратных водителей предусмотрена скидка (бонус) в 5% за каждый безаварийный год (максимальная скидка за 10 лет безаварийной езды составит 50% от стоимости полиса). Для водителей, которые систематически становятся виновниками ДТП, стоимость полиса ОСАГО будет выше, так как страховщик при заключении договора обязан применить повышающий коэффициент (малус). По закону, максимально он может составлять 2,45. Избежать применения повышенного коэффициента, сменив страховую компанию, теперь невозможно, так как доступ к единой базе есть у всех страховщиков. К настоящему времени за 2011-2012 годы в базу загружены сведения о 100% договоров (исторические данные для расчета КБМ). С начала 2013 года в базу загружено 16,764 млн договоров, дополнительных соглашений - 1,575 млн ед.

Задача на ближайшую перспективу - создать единую методику расчета ущерба ТС. РСА готов взять на себя работу по организации проведения тендера для выбора независимой экспертной организации, которая сможет разработать такую методику и в дальнейшем поддерживать соответствующие справочники в актуальном состоянии.

«За 10 лет нам удалось достичь главного – граждане получили реальную, работающую систему защиты своих финансовых интересов и им больше не приходится в случае серьезной аварии разбираться с проблемой «один на один». Безусловно, еще сохраняются вопросы, которые требуют внимания и решения, однако успехи ОСАГО свидетельствуют о постоянной, а главное устойчивой положительной динамике в развитии отрасли», – считает президент РСА Павел Бунин.

Подпишитесь на «За рулем» в