Коллективная жалоба на вымогательство повлекла арест высокопоставленного сотрудника ГИБДД Тюмени
«Новая газета» опубликовала фрагменты из письма, которое в начале июня подписали 148 сотрудников полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Тюмени. Одним из инициаторов открытого письма и обращения в СК и региональное Управление ФСБ стал бывший командир полка ДПС полковник полиции Сергей Скоробогатов, который объяснил коллегам, что дальнейшие поборы приведут к тому, что они окажутся на скамье подсудимых. Авторы петиции прямо обвинили командира полка ДПС ГИБДД Сергея Беседина, начальника городской полиции Владимира Рябенко и руководителя областного главка генерал-майора Михаила Корнеева (все трое переведены в Тюмень из Ростова) в целенаправленном построении системы сбора дани на месте органа, призванного обеспечивать безопасность на дорогах. Согласно утверждению сотрудников ГИБДД, установление практики ежедневных поборов с личного состава ГИБДД оформилось с июля прошлого года. Именно тогда тюменскую Госавтоинспекцию возглавил Беседин.
Он якобы прямо заявил подчиненным, что на его прежнем месте службы регулярная «дань», которую приносят экипажи начальству, – норма. «Беседин назначил своим заместителем командира 1-й роты капитана полиции Завьялова Е.Н. и обозначил ему цель его назначения: борьба с «неугодными», т.е. не платившими «дань», и самое главное — прием на работу в полк на платной основе. Беседин сказал Завьялову, что у них в Ростовской области все платят в пределах 200-300 тысяч рублей, в зависимости от должности, и здесь должно быть так же… Начался сбор денег. С роты, несущей службу на СП ДПС, собиралось 450 тыс. рублей в месяц, а когда образовался полк и командиром этой роты был назначен Истомин О.В., планка поднялась до 600 тыс. С каждого автопатруля — 1,5 тыс. рублей в смену. <…> Собранные деньги ежемесячно сдавались Беседину командирами рот».
Начальник ГИБДД Тюмени оказался человеком с «деловой жилкой», и когда на окраинах города были упразднены стационарные посты, он компенсировал снижение дохода поднятием «плана» сотрудникам. Кроме того, он придумал установить мобильные посты-будки: «Понимая, что со стационарного поста брать можно больше, т.к. там можно остановить любую фуру, Беседин с разрешения Рябенко выставляет железную будку ППСМ под видом поста ДПС на выезде из города по Ялуторовскому тракту. <…> Один из командиров сказал Беседину, что эти стационарные посты не оказывают влияния на безопасность дорожного движения в городе, на что последний ответил дословно: «Мне ваша безопасность ни во что не упирается. Моему «боссу» (так он называет генерала Корнеева) надо к Колокольцеву в замы в Москву перебраться, а у «москалей» запросы не тюменские, и «шефу» (так он называет полковника Рябенко) заскочить на генеральскую должность, а для этого тоже нужны немалые деньги. Так что, ты мне больше на тему целесообразности и безопасности не говори…».
Сотрудники ГИБДД также утверждают, что аналогичная схема сбора денег существует и в других подразделениях полиции Тюмени, куда назначены руководителями выходцы из Ростова.
Полицейские в своем письме президенту утверждают: «Мы отдаем себе отчет в том, что изначально, сдавая деньги, исполняли незаконный приказ, но, исходя из вышеизложенного, делали это под страхом увольнения. Мы осознали, что совершали противоправные действия, и нам необходимо об этом сообщить в РУ ФСБ РФ и СУ СК РФ, что мы и сделали через своих командиров».
Одним из первых результатов проверки обращения уже стало задержание Беседина при получении взятки в размере 1 млн 50 тыс. рублей. Сейчас он находится в СИЗО в качестве обвиняемого по статье 290 часть 6 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Начальник УМВД по Тюмени Владимир Рябенко и его зам Владимир Квасов отделались испугом — они предупреждены о неполном служебном соответствии. Всего лишь строгим выговором обошлись начальник ОГИБДД УМВД России по Тюмени Александр Селюнин. По выговору получили глава областного ГИБДД Александр Лиханов и начальник отдела профилактики и контроля УГИБДД УМВД России по Тюменской области.
Тюменский полк ДПС контролирует движение на федеральной трассе, известной как «дорога смерти». Недавно здесь произошла автокатастрофа, в которой погибла англичанка — участница ралли «Пекин-Париж».