PwC назвала причины спада продаж новых легковых авто на российском рынке
В своем выступлении Сергей Литвиненко отметил, что продажи новых легковых автомобилей в России могут сократиться в связи с неопределенностью ситуации в экономике стран ЕС и, как следствие, России, а также в связи удешевлением рубля и высокими ставками по кредитам.
Теперь, в середине года, уже можно сделать более точный прогноз, так как рынок стабилизировался и вышел на соответствующий спросу уровень. Дело в том, что в начале года дилеры, неверно оценившие ситуацию и завысившие квоты, вынуждены были избавляться от стоков и по дешевке распродавать залежалый товар. За счет этого продажи в первом квартале были несколько преувеличенными.
Сейчас большинство дилеров в России работают в минус, рассчитывая на бонусы от производителей и на доход от сервиса. Впрочем, новые дилерские центры продолжают открываться. Конкурентная борьба в дилерской среде не прекращается, поэтому крупные автопродавцы продолжают экспансию на региональные рынки, даже себе в убыток. Страдают от этого мелкие точечные дилерские центры.
Нынешний спад продаж PwC объясняет и «поведенческим фактором». Деньги у людей есть, но они их стараются придержать на «черный день», поэтому важно их стимулировать к покупке всеми возможными способами. На это и направлена нынешняя программа льготного автокредитования, запущенная с июля Минпромторгом РФ.
PwC рассчитывает, что программа сыграет свою положительную роль, и если с учетом текущего состояния экономики прогнозируемый уровень продаж должен был сократиться на 6% по сравнению с предыдущим годом, то, принимая во внимание возобновление программы льготного автокредитования, сокращение продаж ожидается лишь на 1,5% — до 3%. С учетом всех факторов PwC делает прогноз на 2013 год — 2,7 млн проданных новых автомобилей (-2,2%).
По сегментам рынка это будет выглядеть следующим образом:
- российские автомобили — 535 тыс. шт. (-8%)
- иномарки российского производства — 1 млн 300 шт. (+7%)
- импорт новых автомобилей — 865 тыс. шт. (-2,2%)
Литвиненко подчеркивает, что поддержка рынка автопродаж, предложенная государством, является необходимой и актуальной. Льготное аккредитование поддержит покупателей (будет способствовать обновлению автопарка), автодилеров (смягчит снижение рентабельности бизнеса), производителей автомобилей и компонентов (позволит реализовать планы по выпуску продукции и локализации).
По прогнозам PricewaterhouseCoopers, уровень выдачи льготных автокредитов во второй половине 2013 года будет колебаться от 20 до 30 тыс. автокредитов в месяц. Однако стоит учитывать, что данная мера носит временный характер, поэтому в будущем требуется развитие финансового сектора (например, лизинговых продуктов), а также экономики в целом.
Справка
В качестве меры по поддержке рынка в июле 2013 года государство возобновило программу льготного автокредитования. Среди ключевых особенностей новой программы — стоимость ТС не должна превышать 750 тыс. рублей (ранее - 600 тыс. руб.) без ограничения страны производства. Подробнее об этом — в материале Минпромторг: льготные кредиты спасут обваливающийся авторынок.