В Белгороде машины водителей-пьяниц помечают оранжевыми метками
Эту меру применяют к тем, кого уже лишили прав, но он снова сел за руль нетрезвым, объяснил Сергей Марцев, глава ГИБДД Белгородской области в интервью Первому каналу. Такой человек, считает он, способен делать это снова и снова, потому в дополнение к основному наказанию необходимы профилактические меры.
Недавний «антиалкогольный» рейд на улицах города подтвердил, что они не лишние: за час полицейские задержали пятерых нетрезвых водителей, трое из них уже были лишены прав за вождение «под градусом».
Оранжевая метка не только знак позора, но и инструмент. Заметив ее, инспектор вправе остановить машину, чтобы проверить, не «лишенец» ли за рулем, в каком он состоянии. И пешеходы получают сигнал на всякий случай уступить дорогу «меченому» авто.
Номерные знаки транспорта штрафников внесли в «особый список» компьютерной базы данных ГИБДД. Если аппарат видеофиксации засечет на дороге номер машины, которая должна бы стоять, сообщение о ней пойдет на ближайший пост или к патрулю ДПС.
Избежать метки сложно. Местный закон диктует регламент: после вступления в силу административного наказания нарушитель обязан по вызову явиться в ГАИ, под роспись получить «знак идентификации нетрезвого водителя» и самостоятельно прикрепить в положенных точках. Не является — «подарок» ему доставляют на дом, следят, чтобы процедура «украшения» стекол была доведена до конца, результат фиксируют фотографией. Причем метки водружают на все транспортные средства, принадлежащие нарушителю. Квадрат запрещено снимать, пока не закончится срок по «приговору». Впрочем, метку можно снять на время поездок, в которых за рулем находится кто-то по доверенности.
Больше сотни белгородцев уже «осуждены» на длительные сроки ношения особых знаков хмельного отличия. Депутаты местного заксобрания говорят, что приняли такой закон вынужденно. В прошлом году в области задержано свыше 6,5 тыс. пьяных водителей, но истинный масштаб бедствия, утверждает депутат Николай Смоляков, намного больший.
Однако наказание по-белгородски не идеально с точки зрения юриспруденции, и прокуратура намерена его опротестовать. Основание: изменения и дополнения в регламент действий ГИБДД находятся в юрисдикции сугубо федеральных законов. Компетенции местных властей для этого недостаточно: региональные депутаты вправе лишь предлагать полиции принимать некие меры.