Битва за ЦКАД: Химкинский лес покажется детским лепетом
По утвержденному проекту, трасса должна была надвое рассечь «лес особого назначения», раскинувшийся на 49 га в Виноградовском лесничестве. При вырубке просек может погибнуть каждое седьмое уникальное дерево. Между тем именно сейчас пришло время богатых урожаев.
Сотрудник института лесоведения РАН Михаил Мерзленко рассказал, что посадки лиственницы заложили 65 лет назад, собрав представителей породы, произрастающих на пространстве от Шотландии до Дальнего Востока. Задача стояла практическая: выяснить, какие разновидности дают в условиях средней полосы России больше всего древесины и вырабатывают максимум фитонцидов. Результаты принесли не только ожидаемые практические, но и ценные научные сведения. Нынче, в пору зрелости деревьев, в этом лесном инкубаторе собирают семена, проращивают саженцы, рассылают их для лесопосадок.
Лес, кроме того, служит частью «легких» Московской области, наконец, это излюбленное место отдыха местного населения.
— Когда жители узнали, что предстоит вырубка, пообещали: организуем такое сопротивление, что шумные волнения защитников Химкинского леса покажутся детскими шалостями, — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» зампред комитета по общественному экоконтролю Александр Белозеров. — Но и без этих строгих предупреждений мы понимаем, что ошибку нужно исправить.
Ошибку ли? Как стало известно, с проектом участка трассы через лес лиственниц категорически не соглашался бывший главный лесничий, но он уже не работает. Утвердил план строительства его преемник под давлением некого начальника, который не мог не знать о возражениях лесничего. Сейчас этот руководитель также не в должности, преобразовано и само ведомство. Утвержденный во всех инстанциях проект достался в наследство госкомпании «Автодор», на которую нынче возложено строительство ЦКАД. Только экологический комитет, созданный самими дорстроевцами, помог вовремя обнаружить факт чудовищного посягательства на ценность общенационального значения.
Внести изменения в проект ЦКАД непросто — нужны время и деньги. Президент Российской академии естественных наук Олег Леонидович Кузнецов, возглавляющий комитет дорожного экоконтроля, сформулировал решение коллег: собрать рабочую группу для исследований под изменение участка трассы, составить рекомендации проектировщикам. Уже понятно, что дуга в обход лиственниц должна пройти севернее леса — здесь проще обеспечить 100-метровую зону отчуждения, на которой настаивает Институт лесоведения. Приближаться к деревьям на меньшее расстояние — губительно.
Изменение трассы обойдется примерно в 110 млн руб. Поскольку виновников сейчас обнаружить практически невозможно (хотя члены комитета предлагали попробовать), «Автодору», видимо, придется брать средства в госбюджете.