Иконописец помог найти карстовые пустоты под трассой Москва–Питер
Письмо в высокие инстанции прислал от имени земляков иконописец Сергей, работающий в одном из храмов деревни Мшенцы Бологовского района: строительство наверняка навредит водотоку родников, рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» Александр Белозеров, член комитета по экологическому контролю при госкомпании «Автодор». Дело нешуточное, ведь речь идет о сохранности заповедных валдайских святынь. Здешние ключи, наделенные якобы исцеляющими свойствами, служат основой для многолюдного паломничества.
С помощью специалистов ведущих геологических институтов дорожные строители провели обширную экспертизу приповерхностных земель — геологическую, гидрогеологическую, сейсмологическую. Единодушный вывод: непосредственной угрозы источникам нет, потому отодвигать трассу на сто метров в сторону от родников, как просили жители деревни Мшенцы, нет надобности.
Но при исследованиях обнаружили прямо под будущей трассой карстовые полости. Опасность их обрушений существует всегда. Теперь перед «Автодором» стоит задача применить при прокладке трассы технологии и материалы, которые исключили бы провалы. Проблем это не составит: такие технологии существуют.
Авторы первоначального проекта дороги, как отмечается в выводах общественного экологического комитета, провели исследования поверхностно — и в переносном, и в прямом смыслах. На 8-километровом «мшенском» отрезке трассы разведывательные скважины пробурили недостаточно глубоко, потому не смогли получить объективные данные к расчету надежности полотна. Не учли и того, что участок будет проходить по склону «хрупкого» Главного карбонового плато. И только письмо иконописца помогло избежать вероятных неприятностей.
Специалисты инженерной геологии предложили после пуска М-11 вести постоянный мониторинг и водотоков, и карстовых полостей. Но ученые увлеклись, считает Анатолий Шевчук – доктор экономических наук, преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. В программу мониторинга они предложили включить целый ряд изысканий, в том числе бурение на глубины до 600 метров. Для чистой науки это полезно, но затратно и избыточно для прикладных целей: состояние масс на таких глубинах абсолютно не влияет на надежность дорог на поверхности.
Комитет экологов не будет рекомендовать ГК «Автодор» высокозатратные изыскания на этом участке — стоимость трассы не возрастет.