Утилизационный сбор будут платить и российские автопроизводители
Сейчас работающие в РФ производители могут взамен утилизационного сбора предоставлять властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Однако уже решено, что российские производители будут вносить такие же платежи, как и иностранцы, соответствующий законопроект находится в Госдуме, правда, он не прошел еще и первого чтения.
Тем не менее, по сообщению агентства «Прайм», будущие доходы уже заложены в бюджет: в 2014 году поступления по этой статье составят 118,9 млрд рублей, в 2015 году — 127,4 млрд рублей, в 2016 году — 136,6 млрд рублей.
Любопытно, что эти деньги предполагается направить в виде субсидий на поддержку моногородов, обеспечение занятости и поддержку отраслей гражданской промышленности. Специалисты полагают, что это заявление министра чревато новым спором: члены ВТО могут заявить протест, что сбор расходуется не на экологию и не является согласованным с ВТО фискальным сбором.
В то же время большинство внутренних автопроизводителей ожидают компенсации от российского правительства, которые сведут на нет потери от распространенного на них утилизационного сбора. Государство не раз обещало, что автопроизводители, работающие в России в режиме промсборки, получат компенсацию, чтобы не ухудшать условия реализации инвестпроектов.
Возникает новая проблема: компенсации необходимо как-то отразить в бюджете, чтобы не вызвать новых вопросов у ВТО. Скорее всего, это будут промышленные субсидии. Пока не разработан механизм компенсаций, автопроизводители опасаются, что в итоге им придется платить сбор без понимания, как и когда вернутся деньги. Доходы от сбора уже отражены в бюджете, и отсрочить уплату уже не удастся, в то же время в условиях сокращения расходов бюджета государство может и передумать предоставлять компенсации. А вот если компенсации не будет, производителям придется тяжко: сбор придется включить в стоимость нового автомобиля. По оценке Sollers, утилизационные сборы могут составить около 12% выручки УАЗа.