Правительство «ужало» безопасность в средствах
Есть информация, что в правительстве даже обсуждали вариант полного отказа от программы, но в конце концов решили просто сократить финансирование. При этом от МВД потребовали снизить смертность за семь лет не на 25%, а почти на треть от нынешних показателей. Эксперты говорят, что с таким финансированием добиться существенного улучшения ситуации с безопасностью движения не получится.
На заседании Правительства РФ министр МВД Владимир Колокольцев представил финальную версию ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» на 2013-2020 годы. Основная задача программы — сократить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в РФ через семь лет с 27,9 тыс. до 19,9 тыс. в год, пишет «Коммерсант». Премьер документ одобрил.
Напомним, что это уже вторая по счету ФЦП по безопасности движения. Первая программа закончилась в 2012 году, а была утверждена она еще Владимиром Путиным. Тогда он поставил задачу снизить смертность в ДТП в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом (с 35 тыс. до 23 тыс. погибших) и выделил на эти цели 52 млрд руб. Из-за экономического кризиса финансирование программы было сокращено до 44 млрд руб., количество смертей удалось снизить лишь до 27,9 тыс. в 2012 году.
Новая ФЦП готовилась больше года. Первоначальный ее вариант предполагал финансирование в размере 99 млрд рублей, в итоге оставили 32,4 млрд.
Напомним, что на прошлой неделе Правительство РФ утвердило бюджет, согласно которому все расходы государства будут сокращены на 624 млрд руб. из-за сложной экономической ситуации. По заявлению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, такой неблагоприятной обстановки в России не было с момента мирового кризиса 2008 года.
«Решать проблемы безопасности дорожного движения можно даже при нынешнем финансировании, но при одном условии, что вся система будет коренным образом перестроена. В частности, искоренена коррупция, все будут следовать закону вне зависимости от статуса правонарушителя и проч. Финансирование здесь – второстепенный фактор. Если водитель едет и знает, что в случае нарушения (потенциально – аварии) он будет признан невиновным, потому что сможет «договориться» с ГИБДД, то зачем ему вообще правила?» — полагает гендиректор City Express Алексей Кичатов.
«Чтобы понять, верно ли данное решение, необходимо ответить на вопрос: что является государственным приоритетом? Снижение ДТП и травматизма на дорогах, безусловно, важная задача, однако и поток вливания бюджетных денег должен быть максимально эффективным и адресным. Иначе произойдет как и с нашими дорогами. Деньги будут растрачены, а дороги так и не отремонтированы. Полагаю, сумма 32,4 млрд — не маленькая сумма. Но чтобы она была эффективной, кроме дорогостоящих технических новинок, помогающих собирать штрафы, нужна поддержка и общественных институтов. Поэтому необходима дополнительная работа со стороны сотрудников ГИБДД и районных инспекторов в общеобразовательных учреждениях, разъяснительная работа в СМИ. Нужно создавать правила хорошего тона не только на основании страха быть наказанным государственным чиновником, а на основе положительных примеров, образов, которым хотелось бы подражать. Также очень много сегодня появилось эффективных курсов по безаварийному вождению. Почему бы не взять МВД на вооружение данный процесс обучения наших водителей опять же через СМИ? Многим уже надоели постоянные передачи о дорожных «войнах», почему бы не создать цикл интересных передач по телевидению и радио по инициативе МВД? Всем было бы интересно послушать, как добраться на работу и не повредить свой автомобиль, как предвидеть опасные признаки ДТП и избежать столкновения. Обществу не хватает ценной полезной информации об элементарных правилах безопасности движения, которая не требует безумных денег, а предполагает человеческое участие», — считает директор по транспорту FM Logistic Даниил Рыбалко.
О первой федеральной целевой программе читайте в материале ФЦП: будем знакомы.