«ЭРА-ГЛОНАСС» стартует в 2014 году
Проектирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которое было начато в 2010 году, сможет уложиться в установленный срок — 3 года и 7 месяцев. Хватит и денежных средств — на проект потрачено 3,9 млрд рублей, и дополнительных «вливаний» не потребуется. Что касается правовой базы, то законопроект «О системе «ЭРА-ГЛОНАСС» разработан Госдумой, и уже известно, что на него получено официальное одобрение правительства. Если все пойдет по плану, то с 2015 года на все новые транспортные средства, впервые проходящие оценку одобрения типа транспортного средства, конструктивно в обязательном порядке будет предусмотрена установка системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС».
Система работает следующим образом: при аварии, которая фиксируется с помощью датчиков, информация о ДТП (координаты, время ДТП, VIN транспортного средства) передается в экстренный центр «ЭРА-ГЛОНАСС», оттуда поступает обратный звонок, оператор (по возможности) выясняет, что случилось, какого рода помощь требуется и не ложный ли это вызов. После этого данные о происшествии передаются в систему экстренных оперативных служб 112, и те начинают оказывать помощь. Несмотря на кажущуюся длинную цепочку, все это происходит в сжатые сроки — до 2 секунд.
Работа системы зависит от наличия на территории покрытия действующей мобильной связи. В удаленных районах, где нет сотовой связи, предусмотрена связь с системой через спутник, но это в отдаленном будущем. На пресс-конференции подчеркивалось, что подавляющее большинство ДТП происходит все-таки в местах с большой концентрацией ТС, в районах с развитой инфраструктурой, где присутствует хорошо налаженная мобильная связь.
Крупнейшие операторы сотовой связи России готовы создать для системы отдельную виртуальную сеть мобильной связи.
Производителей обяжут устанавливать оборудование с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» уже на конвейере, работать она будет через защищенную sim-карту (оператора выберет сам производитель), но при необходимости будет доступна сеть любого оператора. Экстренный сигнал будет иметь приоритетный статус и сможет «цепляться» к любому оператору, чей сигнал в данный момент самый сильный. Если сеть загружена, например, одновременно поступило много звонков, то их можно прервать для передачи экстренной информации.
За пользователями системы «ЭРА» — собственниками транспортных средств — проект закрепляет право на бесплатную (в автоматическом или ручном режиме) передачу информации о ДТП или другой чрезвычайной ситуации на дорогах экстренным службам. На вопрос, каким образом государство собирается коммерциализировать систему, президент ПН «Глонасс» Александр Гурко ответил, что хотя такой задачи не стоит, возможность такая все же есть, она связана с дополнительными сервисами, которые по желанию автовладелец сможет приобрести уже платно.
Стоит отметить, что российская «ЭРА-ГЛОНАСС» будет синхронизирована с аналогичными системами стран таможенного союза ЭВАК (Казахстан) и ЭРА-РБ (Белоруссия), а также с системой Евросоюза eCall.
Глава некоммерческого партнерства (НП) «ГЛОНАСС» Александр Гурко рассчитывает, что законопроект «О системе «ЭРА-ГЛОНАСС» будет рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию. Информированные источники сообщают, что до этого документ собираются обсудить с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, курирующим ГЛОНАСС. Как пишут «Известия», в проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» замечены некоторые нестыковки. Например, законопроект подразумевает передачу информации дежурно-диспетчерским службам по единому номеру «112». Но, согласно ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»...», эта система будет завершена только к 2017 году. В НП «ГЛОНАСС» считают выявленные нестыковки преодолимыми. В регионах, где система «112» функционирует, вызов и голосовое соединение «ЭРА-ГЛОНАСС» будут приходить оператору системы «112». А в регионах, где создание системы «112» не завершено — в службы экстренного реагирования «01»-«02»-«03» напрямую.
С просьбой разъяснить, какие дополнительные платные сервисы на базе бесплатной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» смогут получить автовладельцы, «За рулем.РФ» обратился к участнику проекта - ГК «Цезарь Саттелит», которая осуществляет экспертизу данной системы. «Любой телематический оператор, имеющий возможности и потенциал, может оказывать платные услуги в рамках данной системы. При покупке нового автомобиля клиент может опционально за разумные деньги заказать, например, услугу защиты от угона, страховую телематику (сервис для страховых компаний «плачу сколько езжу») или услугу управления парком автомобилей ( для коммерческих предприятий) . Вариантов может быть множество, а для автопроизводителей предоставление дополнительного сервиса может стать неплохим конкурентным преимуществом», - рассказал директор по развитию Группы компаний «Цезарь Сателлит» Игорь Хереш.