Российские фирмы конкурируют с французами за подряд в 46 млрд руб.
Росавтодор сообщил, что за подряд по сооружению автомобильного моста через Лену будут конкурировать консорциумы «Транспортные концессии» (Якутия), «Якутская мостостроительная компания», а также французский «Консессок 22». Шансы инофирмы высоки: кроме передовых технологий строительства, она владеет стандартами высокоэффективной эксплуатации подобных объектов, что по условиям концессионного соглашения дает ей дополнительный плюс.
Длина моста составит 3181 метр, протяженность дорог-подходов — 21 км. Будущая компания-исполнитель (концессионер), с которым от лица государства Росавтодор (концедент) заключит договор, обязана в течение 6 лет объект спроектировать (изображение на иллюстрации вверху — лишь примерный набросок) и построить за счет собственных и привлеченных средств. Затем на протяжении 8 лет обеспечить эксплуатацию моста и провести два полных ремонта (после чего объект перейдет в ведение Росавтодора). За это время состояние сооружения покажет, насколько оно надежно и отвечает ли ключевому условию заказчика: мост должен прослужить не меньше 100 лет. И это без скидок на экстраординарные обстоятельства — вечную мерзлоту, сейсмическую активность, давление льда, аномально низкие температуры.
Высочайшие требования к конструкции, экстремальные условия работ вызовут и неординарные финансовые затраты компании-концессионера. Но их государство возместит. Однако не все 46 млрд руб. — это общая стоимость объекта. В нее входит еще и стоимость отведенных земель, которые предоставляет государство, а также других затрат, необходимых, чтобы обеспечить бесперебойность строительства. Росавтодор объявил, что указанная цифра и согласованные платежи — предельно допустимые. Обоснования для дополнительных бюджетных вливаниях в силу каких-то обстоятельств даже не будут рассматриваться.
Окупится ли проект, если ввести платный проезд по мосту? Такой вариант пока не предусматривается – рассчитывают на эффект другого рода. Ведь новый мост не только наладит связь между право- и левобережной частями Якутска, но и подтолкнет экономический рост всего региона. Но главный эффект даст то обстоятельство, что сооружение замкнет в единую транспортную систему федеральные автодороги «Лена», «Колыма», «Вилюй», «Амга», железнодорожную ветку Беркакит – Томмот – Нижний Бестях. Круглогодичное автотранспортное сообщение ликвидирует зависимость местных жителей от непредсказуемости так называемого «сезонного завоза» товаров и продуктов. Активизация трафика сделает доступными отдаленные районы республики, запустит инвестиционные проекты по добыче и переработке ископаемых – регион должен стать богаче.
Это и вопрос безопасности населения в условиях стихийных бедствий (таких, например, как наводнение нынешнего года), а также вооруженных конфликтов, что также нельзя сбрасывать со счетов. Наконец, мост продлит еще один транснациональный транспортный коридор из Европы на Дальний Восток. Подсчитать макроэкономический эффект всего этого невозможно. С учетом важности сооружения его включили в госпрограмму «Развитие транспортной системы РФ».
Кому из строительных компаний поручат перебросить мост через Лену, объявит до 5 ноября. В любом случае, в российской практике это крупнейшее по масштабу концессионное соглашение.