Россияне задолжали по автокредитам почти 40 млрд руб.
По данным Национальной службы взыскания, которые приводит старший вице-президент Сергей Шпетер, за 9 месяцев 2013 года объем просроченной задолженности россиян по автокредитам достиг 38,9 млрд руб., тогда как за весь 2012 год долги по автокредитам составляли 29,3 млрд рублей. С начала 2013 года задолженность выросла на 33%, или на 9,6 млрд руб., причем росла активнее, чем рынок автокредитования, на 16,1 пп. (16,9%), поскольку в просрочку попали кредиты, оформленные в 2012 году.
Доля просроченной задолженности по автокредитам составляет 4,2% от общего автокредитного портфеля (по стандартам учета ЦБ РФ). Сергей Шпетер подчеркивает, что автокредиты по риску просроченной задолженности значительно уступают необеспеченным кредитам.
По прогнозам Национальной службы взыскания, по итогам 2013 года просроченная задолженность по автокредитам составит примерно 40–41 млрд руб. «Мы объясняем это увеличением темпов роста рынка за счет запуска государственной программы льготного автокредитования, что, в свою очередь, приведет к наращиванию общего автокредитного портфеля в банковской системе, – утверждает Сергей Шпетер. – Соотношение просроченной задолженности к общему портфелю автокредитов сохранится на прежнем уровне».
За 9 месяцев 2013 года банки передали коллекторским агентствам долги по автокредитам на 24 млрд рублей – на 4 млрд рублей больше, чем в 2012 году. Средний размер задолженности по автокредиту – 179 тыс. руб., что на 90 тыс. меньше аналогичного показателя за тот же период 2012 года (269 тыс. руб.), средний срок задолженности – 404 дня, или на 24 дня больше аналогичного показателя 2012 года (380 дней).
Безусловным лидером по сроку задолженности и среднему размеру долга является Северо-Кавказский федеральный округ. Его догоняют (со сроками задолженности, превышающим средний уровень по стране) Южный, Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа.
Доля должников–мужчин в автокредитном секторе составляет 73%. «Этим распределением задолженность по автокредитам сильно отличается от общей картины, где доля женщин, наоборот, превышает долю мужчин и составляет примерно 63–67%», – отмечает Сергей Шпетер.
Как сообщалось ранее, к концу августа 2013 года доля автомобилей, продаваемых в кредит, как и в прошлом году, составляла 45%. В результате запуска госпрограммы по субсидированию процентных ставок доля кредитных авто к концу года может вырасти до 46,9%.