К борьбе со страховыми мошенниками привлекут тахографы
В связи с готовящимся расширением практики применения системы упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (европротокола) страховщики думают о том, как обезопасить свои компании от страховых мошенников. Для предотвращения возможного обмана в принципиально изменившихся условиях они считают необходимым предусмотреть возможность оформления ДТП по европротоколу только при условии оборудования транспортных средств специальными приборами, фиксирующими обстоятельства ДТП – навигационными системами слежения или тахографами. Причем приборы эти должны быть некорректируемые, то есть исключающими возможность подделать записанную на них информацию.
Согласно готовящимся поправкам в законопроект об ОСАГО, предлагается ввести так называемый «безлимитный» европротокол (в рамках расширенного до 400 тыс. рублей лимита ОСАГО) в 4 регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). В остальных регионах расширить максимальный лимит выплат без справки ГИБДД до 50 тыс. рублей.
«Расширение возможностей по применению европротокола, с одной стороны, должно значительно сократить количество пробок, возникающих из-за незначительных ДТП. Однако, с другой стороны, нововведение может привести к страховому мошенничеству», – полагает Павел Бунин.
Одним из самых достоверных источников информации в РСА рассматривают такой прибор, как тахограф. Согласно требованиям регламента о безопасности колесных транспортных средств, все коммерческие перевозчики обязаны оборудовать свои автомобили приборами, контролирующими маршрут движения. Тахограф может вести ежесекундную регистрацию информации о географических координатах транспортного средства и о скорости движения, а также фиксировать экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон автомобиля.
При этом тахограф обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях. Эту информацию можно распечатать и предоставить в страховую компанию или использовать в суде. Факт выдачи такой распечатки фиксируется с помощью средств криптографической защиты информации (СКЗИ) тахографа.
Таким образом, данные с тахографов – это юридически значимая информация, которая может быть использована при рассмотрении страховых случаев. Поэтому, по словам Павла Бунина, необходимо рассмотреть все возможности использования этих приборов.
Напомним, что упрощенное оформление ДТП возможно, если в аварии участвовали два машины, вред причинен только имуществу, ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО и у них нет разногласий в отношении случившегося. На сегодняшний день максимальная выплата по европротоколу – 25 тыс. рублей.
Недавно мы писали, что если в рейсе произошло ДТП не по вине водителя, суд обязан принять данные, снятые с тахографа, в качестве объективных свидетельств. Причем тахографа, сертифицированного в России, — и никакого другого. Категоричность судейских объясняется тем, что в РФ нет судебных специалистов, аккредитованных на проведение экспертизы зарубежных блоков криптографии. А без этих экспертов невозможно создать ни целостную систему контроля перевозок в принципе, ни добиться объективной правозащиты отдельно взятого «трудящегося за баранкой» в частности.