В России начали действовать новые подкатегории прав
В водительских удостоверениях введена новая категория – М, для управления мопедами и скутерами. Получить права на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет, при этом, как напоминают в ГИБДД, всем, у кого уже есть права любой категории, открывать категорию М и сдавать экзамены на нее не нужно – им достаточно уже имеющегося водительского удостоверения.
Также в рамках уже существующих категорий (A, B, C, D, BE, CE и DE) законом вводятся подкатегории. Теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения, как A1, В1, C1, D1, C1E и D1E.
Так, в частности, категория А1 дает право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт.
Подкатегория В1 потребуется для вождения трициклов и квадроциклов.
С подкатегорией С1 можно управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонны, но не превышает 7,5 тонны, а с подкатегорией D1 – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя.
Подкатегории С1Е и D1Е предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий С1 и D1 с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг.
Введение подкатегорий в соответствии с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять, например, небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления соответственно большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест.
Для каждой подкатегории законом устанавливаются свои возрастные ограничения. Так, получить право на управление легкими мотоциклами (А1) можно с 16 лет. На категории А, B, С, а также на подкатегории В1, С1 — с 18 лет. Сесть за руль автобуса (D1, D) можно с 21 года (для управления автобусами, принадлежащими вооруженным силам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба – с 19-летнего возраста).
ГИБДД напоминает, что обязательного обмена водительских удостоверений закон не предусматривает. Заменять водительское удостоверение необходимо будет только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в водительских удостоверениях категории сохраняются. Если у водителя открыта, например, категория С, то категория С1 не потребуется – можно и так управлять и теми, и другими автомобилями.
Вступившие в действие поправки исключили действовавшую ранее норму о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки (экстерн). Сдавать экзамены на право управления ТС теперь можно только после прохождения обучения по программам профессиональной подготовки и переподготовки водителей и получения соответствующих документов в образовательных организациях.
Кроме того, закон разрешил сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. В правах таких водителей появится соответствующая отметка, и если в будущем они захотят пересесть на «механику», им необходимо будет сдать практический экзамен на автомобиле с механической коробкой передач.
Как сообщалось ранее, чтобы обучать водителей по новым категориям, автошколам придется получать и новые лицензии. Для этого им необходимо иметь учебно-материальную базу, соответствующую образовательным программам, которые пока не разработаны, и предъявлять эту базу для проверки со стороны ГИБДД. Разработкой новых программ обучения, в которых должны быть прописаны требования к оснащению автошкол, сейчас в спешном порядке занимается Минобрнауки, однако к вступлению в силу нового закона с 5 ноября ведомство явно не успевает, так как для разработки программ понадобится не менее 60 дней.
На минувшей неделе стало известно, что правительство подготовило постановление, согласно которому часть автошкол смогут сами частично принимать экзамены у желающих получить водительское удостоверение. В свою очередь, ГИБДД будет жестче контролировать такие учебные заведения. Учебные заведения, располагающие собственным компьютеризованным автодромом, смогут принимать экзамены по теории и «площадке» у своих учеников, которым не нужно будет проходить эти испытания в ГИБДД. Таких автошкол в России около 30, стоимость автодрома составляет порядка 4-5 млн рублей, и теперь они получат конкурентное преимущество перед остальными автошколами. Правда, контроль за качеством обучения в «привилегированных» автошколах ужесточится — ГИБДД будет раз в полгода проверять результаты сдачи экзаменов в этих учебных заведениях. В том случае, если свыше 30% экзаменов по теории и более 20% «площадки» ученики не сдают с первого раза, то ГИБДД лишит такую школу права принимать экзамены на полгода, и ученикам придется на общих основаниях сдавать их в ГИБДД. Проект постановления правительства содержит также и технические требования к автодромам, однако действовать они начнут только с 5 ноября 2014 года.