Ситуация на рынке «автогражданки» становится все более угрожающей
Состоянием дел на рынке ОСАГО обеспокоены многие специалисты страхового рынка, которые полагают, что крупные игроки будут постепенно покидать площадку, а их место займут недобросовестные страховые компании, цель которых лишь собрать как можно больше страховых премий.
Председатель экспертного совета при комитете по финансовым рынкам Госдумы РФ Александр Коваль полагает, что отрасль ОСАГО ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями, если меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат, а также кратное повышение лимита последних, не будут увязаны с адекватным пересмотром страховых тарифов. «ФСФР больше года пыталась вывести компанию «Россия» из кризиса, итог известен всем. На этом примере мы можем видеть, что может случиться с остальным рынком. Негативная же ситуация, сложившаяся на рынке ОСАГО в части выплат, имеет серьезные объективные причины», — полагает эксперт.
Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин в который раз напомнил, что тарифы по ОСАГО были утверждены 10 лет назад, после этого коэффициенты к базовому тарифу корректировались дважды, а сам базовый тариф не менялся ни разу. При этом средняя страховая премия по ОСАГО выросла с 1954 руб. в 2003 г. до 3092 руб. в 2013 г. (на 58%), в то же время рост инфляции в России за этот период превысил 130%. Особенно критичной ситуация становится в регионах. В ряде субъектов убыточность ОСАГО уже давно превысила предельный уровень в 77%, и крупнейшие страховщики резко сокращают свое присутствие в таких областях. При сохранении этой тенденции может возникнуть ситуация, когда в ряде регионов останутся лишь компании, ориентированные на сбор премий, а не «на обеспечение надежности выплат».
По данным управляющего компанией Akteon Asset Management Андрея Кинякина, в течение первого полугодия 2013 г. рынок ОСАГО вырос на 10%, а рынок автокаско — на 12% по сравнению с аналогичным показателем минувшего года. При этом причин замедления роста «автогражданки» несколько: это и «насыщение» автомобильного рынка, и замедление темпов экономического роста в России, что способствует снижению реальных доходов населения и как следствие сокращению расходов, и не только на покупку автомобиля, но и на оформление страхового полиса.
По итогам первого полугодия текущего года размер страховых премий упал на 16%, а выплаты выросли на 44%. В таких условиях компании вынуждены сокращать свою деятельность в этом сегменте. В целом рынок перемещается к компаниям, занимающим второй, третий и даже четвертый десяток в рейтингах. Понятно, что это диктует другое качество работы и риски невыплат.
Недавно мы писали, что РСА пытается бороться с мошенниками-автоюристами, из-за которых страховщики несут крупные финансовые потери. Автоюристы действуют по следующей схеме: «оптом» собирают дела пострадавших и затем получают выплаты из компфондов. Причем сами пострадавшие получают при этом гроши. В ряде случаев сами пострадавшие не знают о том, что от их лица действуют такие посредники, подчеркивают в Союзе автостраховщиков.