Таможенный коллапс отложили до 1 июля
Как мы уже сообщали, в конце октября международные перевозчики (АСМАП) обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой уладить их конфликт с Федеральной таможенной службой (ФТС), которая решила прекратить оформление перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок (МДП). Книжки МДП, используемые, по данным ИТАР-ТАСС, в 60 странах мира, позволяют перевозчику груза не платить пошлины на границе, предоставляя на таможенном пункте отрывной талон. Вместо этого перевозчикам предлагают новую, сложную и затратную процедуру с использованием платных услуг, которые оказывают компании «РОСТЭК» и «АРСЕНАЛЪ».
Напомним, соглашение об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенное Государственным таможенным комитетом РФ и АСМАП 7 июня 2004 года, является гарантом уплаты таможенных пошлин по книжкам МДП. Причиной отказа от книжек МДП в таможне назвали долг АСМАП перед бюджетом в размере 20,8 млрд руб.
29 ноября 2013 года, как сообщает пресс-служба таможни, ФТС уведомила АСМАП, что до 1 июля следующего года планируется провести переговоры с Международным союзом автомобильного транспорта с тем, чтобы модернизировать Таможенную конвенцию о применении книжки МДП и должным образом обеспечить соблюдение интересов Российской Федерации.
«Дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объединениями будет выстраиваться на основании открытых конкурсных процедур, – отмечается в сообщении. – ФТС России совместно с рядом российских ведомств, партнерами из Республики Беларусь и Республики Казахстан проводит работу по созданию Евразийской системы обеспечения таможенного транзита».
Александр Соколов, менеджер по таможенным операциям FM Logistic, подтвердил «За рулем.РФ», что отмена книжек МДП (по международной классификации – TIR) переносится на 01.07.2014. Если книжки МДП будут окончательно отменены, перевозчикам необходимо будет пользоваться другими мерам обеспечения таможенного транзита, такими как перевод денежных средств на депозит, банковская гарантия, поручительство, залог имущества, таможенное сопровождение. «Применение вышеуказанных мер может вызвать неудобства и дополнительные затраты для перевозчиков», – утверждает эксперт.
С ним согласна Катаржина Кржиновек, менеджер международных перевозок FM Logistic: «Отмена TIR, конечно, отразится на стоимости грузов. Возможно, это произойдет не сразу. Перевозчики сейчас опасаются, что дополнительные затраты лягут на их плечи. Но мы сомневаемся, что они в состоянии выдержать дополнительную финансовую нагрузку в 1000 евро. Скорее, перевозчики откажутся ехать в Россию. Импортерам придется покрыть эти расходы своими силами, что и отразится на цене для конечного потребителя».
Галина Батталова, руководитель отдела по таможенному оформлению компании LogLab, придерживается иного мнения. По ее словам, еще в ноябре она столкнулась с проблемой резкой отмены книжек при осуществлении перевозки для одного из заказчиков. «Тогда, руководствуясь нормативными документами в области таможенного законодательства РФ, мы решили этот вопрос посредством официальных писем-обращений в таможенные органы. На это ушло время, но результат в итоге был положительный. Груз был заявлен в своей таможенной процедуре и успешно выпущен», – рассказала Галина Батталова.
«Я убеждена, что когда перевозчики совместно с участниками ВЭД ознакомятся с новыми правилами, оформят хотя бы один раз гарантийный сертификат, ажиотаж спадет и не будет даже возникать вопрос, является ли данное мероприятие барьером в торговле по внешней границе Таможенного союза, – заявляет специалист компании LogLab. – Если действительно книжки МДП не являются тем гарантом, которым предполагались быть, значит, государству потребовалось данное действие для защиты своих интересов. В конце концов, надо принять это и начинать осуществлять внешнеэкономическую деятельность по введенным правилам».
«Можно много дискутировать, насколько цифры недоплаты таможенных платежей, представленные ФТС РФ, являются верными. Но проблема действительно есть, и способ решения этой проблемы через организацию транзита без книжек МДП представляет собой хорошую альтернативу. Другой вопрос, что у нас проблему стали решать в день ее создания – как перевозчики, так и участники ВЭД. Одновременно с этим, конечно, наши таможенные органы должны были создавать четкие инструкции и заблаговременно давать в СМИ информацию о предстоящих мероприятиях», – резюмирует Галина Батталова.