Эксперты сопоставили население городов России с количеством дилеров
В ноябре аналитическое агентство «Автостат» провело исследование дилерских сетей иностранных брендов (без учета китайских марок, Daewoo, ZAZ, Vortex и без Tagaz, Lada и УАЗ). Согласно полученным данным, самое большое число дилеров «на душу населения» в Минеральных Водах, где на 3,8 тыс. жителей имеется один дилерский центр. При этом в аналогичных городах с населением более 100 тысяч жителей один дилерский центр, в среднем, приходится на 25 тыс. с небольшим жителей (с учетом близлежащего сельского населения – почти на 50 тысяч человек). Уникальность Минвод, где разместился целый «дилерский городок», объясняют тем, что услугами местных дилеров активно пользуются жители близлежащих курортных городов, в которых практически нет автоцентров, – Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и др.
В десяти городах-миллионниках показатель обеспеченности дилерами выше среднероссийской. На один ДЦ в Екатеринбурге приходится 17,9 тыс. чел., в Ростове-на-Дону – 19,4 тыс. чел., в Казани – 19,6 тыс. чел., в Перми – 20,7 тыс. чел., в Воронеже – 21,4 тыс. чел. Кроме того, в первую десятку по обеспеченности дилерскими центрами вошли Уфа, Нижний Новгород, Самара, Челябинск и Волгоград. По мнению экспертов, Екатеринбург «перенасыщен дилерскими центрами, тогда как Красноярск, Омск, Новосибирск испытывают нехватку автодилеров. Объясняется это долгим периодом «праворульной ориентации».
Российскую столицу с ее 437 дилерскими центрами и Санкт-Петербург (197 ДЦ), лидирующих по числу автоцентров в стране, можно отнести к «среднеобеспеченным»: в Москве на один дилерский центр приходится 27,4 тысячи жителей, в Петербурге – 25,5 тысячи.
В городах с численностью жителей от 500 тыс. до одного миллиона человек один дилерский центр приходится, в среднем, на 22,9 тыс. жителей. Во Владивостоке с 600-тысячным населением сегодня всего 7 дилерских центров иномарок (один на 85 тыс. жителей). В Хабаровске (около 600 тысяч жителей) – один центр на 49,5 тыс. чел. Выше, чем в среднем по России, в этой категории городов обеспечены дилерами Тюмень (один центр на 13, 8 тыс. чел.), Краснодар (на 15,4 тыс. чел.), Рязань и Иркутск (один ДЦ на 18,9 тыс. чел.), Тольятти (один ДЦ на 20 тыс. чел.), Оренбург (20, 6 тыс. чел. ), Ярославль (20,7 тыс. чел.), Кемерово (20,8 тыс. чел.), Саратов (22,7 тыс. чел.), Барнаул (23, 3 тыс. чел.).
В городах с численностью населения от 250 тыс. до 500 тыс. человек абсолютными лидерами со знаком «минус» стали Волжский (3 ДЦ на 325 тыс. жителей), Якутск (2 центра на 286 тыс. человек), Владикавказ (2 центра на 308 тыс. человек). Однако средняя обеспеченность дилерскими центрами в этой подгруппе также составляет один центр на 22,7 жителей. Причем более половины таких городов перешагнули средние показатели: Сургут, Ставрополь, Новороссийск, Петрозаводск перенасыщены дилерами, так как имеют по дилерскому центру на 10–13 тыс. человек населения.
Города с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. жителей имеют по дилерскому центру на 40 тыс. граждан, причем в восьми из таких городов находится только один автоцентр. Лучше других в этой группе обеспечены дилерами Артем, Химки, Великий Новгород, Нефтекамск, Псков, Подольск, Ноябрьск, Орск, Сыктывкар и Обнинск.
«К настоящему времени дилерские сети практически сформированы. Если где-то происходит открытие новых центров, то это, как правило, уже имеющиеся игроки добавляют к своему портфелю новый бренд либо крупные игроки скупают мелких. А вот в города с населением до 250 тысяч жителей дилеры не идут по другой причине: завышенные инвестиционные требования со стороны дистрибьюторов не позволяют выстроить успешную финансовую модель», – считает Сергей Целиков, директор АА «Автостат». По его мнению, в 2014 году конкуренция только усилится. Целиков не исключает также, что дилерам предстоит пережить серию банкротств в связи с закредитованностью.