РСА разработал проект методики оценки ущерба при ДТП
Отсутствие единой методики оценки ущерба при ДТП было причиной большого количества споров, часто доходивших до судов. Если методика обеспечит единый результат расчета стоимости восстановительного ремонта, это позволит снять недовольство как страховщиков, так и клиентов и станет своеобразным механизмом примирения. Российский союз автостраховщиков сегодня представил проекты двух документов – единой методики определения размера ущерба и правила проведения научно-технической экспертизы (НТЭ).
Первый документ определяет порядок расчета размера расходов на запасные части, материалы, проведение работ, а также порядок расчета износа деталей и стоимость годных остатков. Правила проведения НТЭ устанавливают субъектов и объекты экспертизы, используемые документы, определяют операции, проводимые в ходе экспертизы, структуру экспертного заключения, порядок проведения осмотра поврежденного транспортного средства, установления причин возникновения повреждений и определения методов, технологий и объема ремонта, а также порядок действий при полной гибели автомобиля. «Оба проекта будут рассмотрены на ближайших заседаниях правления и президиума РСА. После они будут направлены в Банк России для согласования», – сказал Павел Бунин. При этом официальный статус разработанная методика может получить только после принятия соответствующих поправок в российское законодательство. В дальнейшем, с учетом уже разработанных документов, Союз автостраховщиков сможет приступить к созданию методики формирования ценовых справочников, на основании которых будет определена стоимость нормочасов ремонтных работ, лакокрасочных материалов и запчастей. Показатели будут определяться с учетом данных по 12 экономическим районам.
Справочники сделают открытыми, опубликовав их на официальном сайте РСА. Данные в них будут обновляться раз в полгода. Методика, разработанная союзом, считает допустимым 20%-ное расхождение в оценке ущерба разными экспертами. Если расхождение окажется большим, это станет поводом для обращения в суд.
Напомним, 10 лет назад разработкой единой методики пытался заниматься Минтранс, но ведомству так и не удалось закончить работу. Устав ждать, Союз автостраховщиков стал самостоятельно решать эту задачу, о чем уведомил Центробанк, который с некоторых пор курирует все вопросы, связанные со страховым рынком. Инициатива нашла поддержку, и теперь создание методики, скорее всего, поручат Российскому союзу автостраховщиков, который обязуется все затраты по ее разработке взять на себя.
Пока нет единой методики, экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, могут различаться в разы. В результате автовладельцы, не согласные с размером компенсации по «автогражданке», обращаются в суд. Здесь очень часто в дело вмешиваются недобросовестные автоюристы, которые, применяя мошеннические схемы, затягивают и усложняют процессы. Наличие методики позволило бы снять с судов около 60% дел. Только за прошедший год состоялось около 600 тысяч судебных разбирательств, связанных со страхованием.
Павел Бунин отметил, что до принятия поправок союз приложит все усилия для того, чтобы страховщики использовали методику на добровольной основе, потому что «рынок нужно привести в цивилизованный вид».