PwC рассказала о перспективах авторынка в 2014 году
На состоявшемся сегодня пресс-брифинге консалтинговая компания PricewaterhouseСoopers подвела итоги прошедшего года и рассказала о перспективах года текущего на автомобильном рынке. Так, продажи легковых автомобилей в России в 2013 году сократились до 2,610 млн шт., что на 5,5% меньше, чем в 2012 году (не путать с подсчетами АЕБ, где кроме легковых учитываются также и легкие коммерческие автомобили).
Мировыми лидерами роста в прошлом году стали США и Китай. В США рост продаж составил +7,6% (15,56 млн шт.), что объясняется улучшением экономической обстановки, снижением безработицы и удовлетворением отложенного спроса. В Китае положительную роль сыграл устойчивый экономический рост в стране и меры господдержки.
В Европе наблюдалось снижение продаж: так, в Италии падение составило 7,1% (1,3 млн шт.), во Франции — 5,7% (1,79 млн шт.), в Германии — 4,2% (2,95 млн шт.). Традиционно успешной на этом фоне выглядит лишь Великобритания, завершившая год с 10,8%-ным плюсом (2,26 млн шт.).
В России после трех лет роста на авторынке произошел спад. Причем единственным сектором, в котором объемы выросли, стали иномарки российского производства. Их доля составила 50% всех продаж новых легковых автомобилей в России. При этом сократился покупательский интерес к отечественным брендам и импортным автомобилям. Падение спроса на отечественные автомобили связано с происходящей модернизацией и обновлением модельного ряда на заводе АВТОВАЗ. Предприятие, по всей видимости, будет сокращать объемы продаж и в этом году, хотя не так стремительно. Литвиненко в целом положительно оценил приход на предприятие нового руководителя Бу Андерссона, однако отметил, что многие процессы на АВТОВАЗе были запущены до него, поэтому даже сильный лидер и эффективный управленец не в силах что-то изменить моментально. В этой связи болезненное сокращение сотрудников, скорее всего, мера вынужденная.
В России хотя и произошел спад продаж (—5,5%), ситуация в целом была неровной: если в начале года рынок значительно просел, то уже с середины июля наблюдался плавный рост, который к декабрю привел даже к увеличению продаж на 4% (по сравнению с декабрем 2012 года). По мнению Литвиненко, существенную поддержку рынку оказала программа льготного автокредитования.
Что касается продаж по сегментам, то поддержку рынку оказывают растущие продажи корейских и китайских брендов. Причем «китайцы» демонстрируют уже не просто хорошие результаты, а положительную динамику, которая сохранится и в дальнейшем.
Негативными факторами, влияющими на рынок, в PwC называют умеренно-пессимистические настроения потребителей и общий макроэкономический фон. Что, по прогнозам компании, приведет к сокращению продаж до 2,54 млн шт. новых автомобилей в 2014 году, хотя это лишь на 3% меньше, чем в 2013 году.
Текущий год с точки зрения новинок и брендов очень выигрышный. Компании, конкурируя между собой, будут стремиться удивить покупателя. Устойчивая ситуация наблюдается в сегменте премиум-брендов. Свою роль здесь сыграли хорошее предложение в нижнем ценовом сегменте дорогих автомобилей и обновление линейки моделей ведущей премиум-тройки (Mercedes-Benz, BMW, Audi). Хуже обстоят дела у японцев (Lexus — плюс 1%, Infiniti – минус 6%). Объясняется это тем, что их конкуренты выпускают более интересные модели, лучше работают со скидками и спецпредложениями, кроме того, у Infiniti давно не было обновления модельного ряда.
Относительно будущего, то понятно, что российский автопром не останется без господдержки, в связи со снижающейся рентабельностью наметилась тенденция по слиянию и поглощению в дилерской среде. Финансовые инвесторы начинают терять интерес к дилерскому бизнесу, так как понятно, что сверхприбылей в этой сфере уже не будет. Чтобы выжить, дилерам придется укрупняться и заниматься долгой и кропотливой работой, без расчета на моментальную прибыль.
Тем не менее уже в 2015 году наметится умеренный рост. Рынок начнет постепенно восстанавливаться и к 2025 году может подняться до уровня продаж в 3,6 млн авто в год. Цены на автомобили продолжат расти, ослабление курса рубля, скорее всего, окажет существенное влияние на цены даже производимых в России автомобилей, так как, несмотря на высокий уровень локализации, значительная часть автокомпонентов все же импортируется.