Эксперт: Цены на бензин будут расти независимо от спроса
Поговаривают, что крупные нефтяные компании с конца прошлого года сокращают поставки на внутренний рынок. Однако Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго пообещали, что они не допустят дефицита бензина и неоправданного роста цен, пишет bfm.ru. Росстат пока не отмечает роста розничных цен на топливо, однако оптовые уже выросли от 4 до 6%.
Доля налогов и сборов в цене каждого литра топлива уже превышает 65% и продолжает расти, а с 2014 года предусмотрено поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно с этим будет снижаться экспортная таможенная пошлина. Цена также растет и из-за перевода российских НПЗ на новый экологический стандарт, что требует огромных расходов, которые закладываются в цену топлива. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа в отчете на конец января прогнозировала, что бензин в текущем году может подорожать на 5—15%.
«К сожалению, ситуация на российском топливном рынке такова, что как бы ни складывалась конъюнктура, цены на ГСМ будут только повышаться. Будучи одним из ключевых источников доходов тощающего бюджета и находясь под постоянным фискальным давлением государства, нефтяные компании пытаются компенсировать падение собственной прибыли. В результате при росте цен на внешних рынках (в том числе за счет курсовой разницы) растет доля экспортных продаж и возникает дефицит на внутреннем рынке. При падении экспортных цен растет стоимость топлива на внутреннем рынке.
Выходов из этого замкнутого круга возможно два: либо введение государственного регулирования нормы прибыли нефтяных компаний, что крайне маловероятно, особенно в условиях грядущего бюджетного дефицита. Либо, что более вероятно, — фиксация внутренних цен на среднеевропейском уровне, что сделает поставки на внешний рынок менее востребованными. Причем в последнем случае возможно образование нового цикла роста, связанного с продолжением падения рубля», — комментирует заместитель гендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов.