В 2014 году автолюбители получат новые тарифы ОСАГО
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс рассказал,что по расчетам Независимого актуарного центра повышение базового тарифа при расширении лимитов должно составить около 70%, по другим источникам — не менее 25%. Раньше базовые тарифы и поправочные коэффициенты к ним утверждались правительством, но с сентября 2013 года функции установления тарифов в страховании перешли к Центробанку. Сейчас регулятор анализирует ситуацию с привлечением своих экспертов. Есть данные, что новые тарифы и поправочные коэффициенты утвердят до середины 2014 года.
Специалист напоминает, что за 10 лет инфляция «нескромно подросла» — потребительские цены выросли почти в 2,5 раза. За это время количество машин в России увеличилось в 1,5 раза, превысив 50 млн автомобилей. Из них три четверти приходится на легковые. Существенно выросла и стоимость владения автомобилем. Цены на бензин за 10 лет почти утроились, аренда места на стоянке в крупных городах тоже подорожала в разы. И, наконец, больше всего выросла стоимость восстановительного ремонта — вдвое увеличились расценки на нормочасы в автосервисах, повысились в цене запчасти и расходные материалы.
В результате этот вид страхования стал убыточен, особенно для небольших компаний. Об этом говорит тот факт, что из 200 компаний, работавших на рынке, 100 не выдержали и сдали лицензии.
Сейчас Госдума рассматривает целый пакет поправок в ОСАГО, устанавливающий помимо прочего новые пределы страховых выплат: по имущественному ущербу предельная выплата возрастет со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по ущербу для жизни и здоровья — со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Юргенс подчеркивает, что нагрузка на страховщиков повышается в разы, и совместить эти новые обязательства с существующими тарифами невозможно.
Он полагает, что, с одной стороны, повышение тарифов станет не очень приятным известием для автовладельцев, а с другой — как только рынок уравновесится тарифами, на него придут новые игроки, очереди станут меньше, появится конкуренция, компании не будут так часто, как сейчас, увиливать от выплат или их занижать. То есть в конце концов эффект окажется положительный.
Есть еще вариант — установления свободного тарифа по ОСАГО. Государство могло бы устанавливать верхнюю и нижнюю границы, а решение по выбору стоимости принимал бы сам автолюбитель исходя из оценки собственных рисков. Если они велики, полис следовало бы приобретать в крупной надежной компании с именем и прекрасной репутацией. ОСАГО в части стоимости, по сути, вообще могло бы быть базовым каско. Он уверен, когда-нибудь к этому все равно придут, а пока остается работать с тем, что есть.
Тарифы каско тоже будут расти. Государство тарифную политику в этой сфере не регулирует, тарифы здесь устанавливаются с учетом покрытия рыночной стоимости страховых услуг (ремонта машин, эвакуации с места ДТП, угонов), ну и, конечно, инфляции. Поэтому, если услуги оказываются полноценно, стоимость их будет только расти. При этом ни одна компания не захочет «убивать» свои продажи, поэтому резкого скачка цен в этом виде страхования не будет.
Однако есть и другая точка зрения. Так, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков полагает, что страховые компании лукавят, говоря о зашкаливающей убыточности ОСАГО, и считает, что для начала нужно сделать отчетность страховых компаний более прозрачной, а потом судить о прибыльности или убыточности «автогражданки».