Интеллектуальная транспортная система не решит всех проблем столицы
Как сообщает сегодня газета «Ведомости», в Департаменте транспорта столицы пообещали, что интеллектуальная транспортная система (ИТС) в Москве заработает в 2014 году. Первый конкурс на внедрение ИТС город провел в 2011 году, его выиграла компания «Ситроникс». Подрядчик должен был модернизировать систему управления светофорами «Старт», в том числе купить новые светофоры, детекторы и системы видеофиксации, модернизировать управление подвижным составом Мосгортранса, оснастив его навигаторами, а также создать для Мосгортранса системы видеонаблюдения, планирования и оптимизации маршрутов и информирования пассажиров (сайт, мобильные приложения, табло на остановках, УКВ-радиосвязь).
В конце прошлого года контракт с «Ситрониксом» завершился. Представители компании заявили, что выполнили все работы по контракту и сейчас сдают их правительству Москвы. Сколько потрачено денег и какие работы выполнены, в «Ситрониксе» не сообщают.
Тем не менее, как отмечает газета, партнеры московских властей утверждают, что работы выполнены не все. Так, главный инженер проекта «ИТС-Москва» в «НИС Глонасс» Платон Миронов говорит, что Единый городской диспетчерский центр не был введен в эксплуатацию в 2012 году, и работы завершаются сейчас. «Например, УКВ-связь не сдана — заказчик не обеспечил радиочастоты и помещения под один из радиоцентров; в 2012 году заказчик не выделил помещения под диспетчерский центр, не решены и другие технические и организационные проблемы», — отметил Миронов.
В свою очередь, в правительстве Москвы говорят, что в текущем году все элементы ИТС, на которую с 2011 года Москва потратила около 16 млрд рублей, должны быть «соединены в верхний уровень и заработать из единого центра», отмечая, что диспетчерский центр пока работает в тестовом режиме. Всего в госпрограмме «Развитие транспортной системы Москвы на 2012—2016 гг.» на ИТС выделено 17,44 млрд руб. В Дептрансе отчитались, что в столице установлены табло информации, детекторы транспорта, светофоры подключаются к адаптивному контролю, построен диспетчерский центр.
По мнению эксперта, гендиректора Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаила Блинкина, в московской ИТС «нет главного — адаптивной системы сбора данных и реагирования на дорожную обстановку». По словам эксперта, «все разрозненно пока работает».
В компании «Автолокатор», куда «За рулем.РФ» обратился за комментариями, отмечают, что ИТС многозадачна и контролирует множество параметров: распределение транспортных потоков за счет «умных» светофоров, оценивает реальную транспортную ситуацию, распределяет аналитическую информацию, например, о трафике и метеоусловиях, с учетом прогноза на информационные табло, а также доставляет ее в различные системы информирования.
«Из положительных моментов можно отметить создание сервиса, который будет рассылать всем желающим SMS о дорожной ситуации, – говорят эксперты «Автолокатора». – Обладая актуальной информацией о трафике и дорожной обстановке, водитель сможет выбрать для себя наиболее удобный и быстрый вариант пути. И все же, несмотря на все эти интеллектуальные «штучки», не стоит забывать о главном – развитии и модернизации дорожно-транспортной инфрастуктуры города. Сейчас улицы и дороги занимают около 9% от общей площади Москвы, а должно быть как минимум 20%. Остро ощущается нехватка хордовых дорог между районами, поэтому автомобилистам приходится совершать большинство поездок через центр. Самое главное – все меры, предпринимаемые для улучшения дорожной обстановки в Москве, должны быть скоординированы между собой».
В конце декабря в столице открылся ситуационный центр управления движением, который посетил сам мэр Москвы Сергей Собянин. Ситуационный центр организации дорожного движения заработал как раз в рамках интеллектуальной транспортной системы Москвы. Как предполагается, специалисты центра будут вести мониторинг движения транспортных потоков во всем городе, контролировать парковочное пространство и соблюдение водителями ПДД.