Минфин вступился за пешеходов, преследуемых страховщиками
Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов сообщил, что за 2010—2012 годы на дорогах пострадали более 200 тысяч пешеходов, около 45% из которых признаны виновниками ДТП. По его словам, в 2011 году появились первые факты предъявления страховыми компаниями пешеходам и семьям погибших пешеходов, ставших виновниками ДТП, требований о возмещении ущерба по застрахованному автомобилю по праву суброгации (перехода к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного), предусмотренному Гражданским кодексом.
В интервью «Росийской газете» Соколов отметил, что Союз пешеходов «расценивает эти действия страховых компаний как безнравственные и незаконные». В этой связи организация обратилась за защитой в Минфин и к президенту РФ. Соколов подчеркнул, что дело в том, что у водителя также есть право требования возмещения ущерба у виновника причинения ущерба (в том числе у пешехода), однако одновременно водитель обязан компенсировать причиненный вред жизни и здоровью пешехода. Но независимо от виновности пешехода в ДТП, потому что он управлял средством повышенной опасности.
По словам Соколова, нынешняя практика в судах имеет принципиальное отличие – к страховым компаниям, оплатившим ремонт автомобилей по каско, переходят права требования потерпевшего к виновнику в размере 100% оплаченного ущерба. Так записано в Гражданском кодексе РФ. По мнению Соколова, это некорректно, так как в суде происходит неэквивалентная подмена истца –вместо физического лица, управлявшего средством повышенной опасности и обязанного компенсировать причиненный вред здоровью и жизни пешехода, выступает страховая компания, не имеющая таких обязательств.
Иногда пешеход успевает получить от водителя через суд возмещение за вред здоровью и моральный ущерб. Однако потом страховые компании через суд взыскивают с пешеходов суммы, превосходящие полученные. Выходит, что денег на необходимое лечение, не предоставляемое по обязательному медицинскому страхованию, и на реабилитацию просто не остается. Как пишет «РГ», ответственность водителя за причинение ущерба третьим лицам застрахована, а для пешеходов такой страховки пока не существует.
Минфин счел справедливым мнение «Союза пешеходов» о неправомерности суброгации страховых компаний к пешеходам, пострадавшим в ДТП. По мнению Минфина, «суброгация в отношении пешехода за причиненный транспортному средству вред не имеет оснований».
Отметим, что в прошлом году были названы самые опасные для пешеходов регионы страны – это Тыва, Калужская область, Еврейская автономная область, Республика Алтай, Псковская область, Республика Марий Эл, Владимирская область, Приморский край, Новгородская область, Республика Мордовия.