МВД готовит изменения в ПДД
МВД России разработало поправки к ПДД. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», размещенный на едином портале проектов нормативных правовых актов, призван устранить «имеющиеся пробелы в нормативно-правовом регулировании» и уточнить редакцию «в части, касающейся обеспечения безопасности пешеходов при пересечении проезжей части и движении по ней», говорится в пояснительной записке к документу.
По данным ГИБДД, ДТП с участием пешеходов нередко происходят по причине того, что у водителей нет четкого понимания алгоритма действий в тех случаях, когда пешеход появляется на проезжей части неожиданно. К примеру, пункт 14.1 ПДД предоставляет водителю возможность выбора – снизить скорость или остановиться перед пешеходным переходом. Вместо этого предлагается следующая формулировка: «14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода».
Неоднозначно сформулированы и требования к действиям водителя в случае, если снизило скорость или остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом движущееся впереди него транспортное средство. Теперь пункт 14.2 ПДД предлагают изложить в более жесткой форме. «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость», – говорится в проекте постановления.
Кроме того, в проекте постановления предлагается отнести к проезжей части трамвайные пути (по действующим правилам к проезжей части относятся элементы дороги, предназначенные для движения безрельсовых транспортных средств), а также ввести запрет на обгон на нерегулируемых пешеходных переходах вне зависимости от наличия на них пешеходов.
Пересекать дорогу по пешеходным переходам запретят водителям велосипедов и мопедов.
Чтобы обезопасить пешеходов, в Правила дорожного движения хотят внести поправки, обязывающие их при движении по проезжей части в темное время суток в обязательном порядке носить светоотражающие элементы. Напомним, согласно действующим ПДД, при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам «рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».
И, наконец, пункт 4.7 ПДД теперь предлагается изложить в следующей редакции: «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути)».
Выводы анализа ДТП с участием пешеходов подтверждают и данные социологического опроса, проведенного Госавтоинспекцией МВД России. Согласно результатам опроса, 64% респондентов довольно часто поздно замечают на проезжей части препятствие или человека, а 59% водителей хотя бы раз в жизни прибегали к экстренному торможению вблизи пешеходных переходов, еще четверть делают это периодически.
Как оценивают предложения МВД наши эксперты?
Петр Костиков, директор департамента продаж ГК «Аркан», говорит: «На мой взгляд, идея с внедрением пешеходных переходов, оснащенных специальными дополнительными фонарями, намного полезнее. Световые коридоры в темное время суток спасут намного больше жизней, чем вот такие светоотражатели. Последние лишь добавят пешеходам халатности, они будут еще чаще позволять себе перебегать дорогу в неположенном месте, объясняя это наличием специальной амуниции. А для водителей это лишь дополнительные неудобства и штрафы».
Со своей стороны, начальник транспортного отдела компании LogLab Антон Колошеин считает, что обязать останавливаться водителей в случае, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом, а также ввести запрет на обгон на нерегулируемом пешеходном переходе – это необходимая мера безопасности, которая может сохранить жизнь многим пожилым людям и родителям с колясками. «И в роли водителя, и в роли отца троих детей я полностью поддерживаю эту инициативу – говорит Антон Колошеин. – Более того, считаю, что штраф за данное нарушение должен достигать 2000 руб. Да, жизнь стоит дороже, и можно было бы говорить о штрафах в 5-10 тыс. рублей, но уверен, что это приведет к дополнительной коррупции на местах. Самый простой способ контролировать выполнение данного закона – поставить автоматическую видеокамеру, а через 500 метров – экипаж ДПС, у которого на мониторе будет появляться ролик с вашим нарушением».
«Единственное, что кажется мне неосуществимым в данном законе, – обязать всё население носить одежду со светоотражателями, – продолжает эксперт. – Да, как водитель я признаю, что очень сложно увидеть пешехода у дороги в темное время суток, и наличие светоотражателей на одежде повысило бы безопасность. Однако целесообразно запретить переходить дорогу без одежды со светоотражателями вне освещенных участков дороги и назначить штраф в случае нарушения закона. Думаю, 1000 руб. будет достаточно».