Новая методика расчета ущерба от ДТП устранит 70-80% споров по ОСАГО
Газете «Ведомости» удалось получить подготовленные Российским союзом автостраховщиков (РСА) проекты единой методики оценки ущерба от ДТП, а также концепции стандарта досудебного урегулирования убытков между страховщиками и потребителями. Как отмечает издание, эти документы должен был разработать Минтранс, но за 11 лет, прошедших с вступления в силу Закона об ОСАГО в 2003 году, так и не сделал этого.
Страховые компании такое положение дел устраивало до середины 2012 года, пока пленум Верховного суда не распространил на ОСАГО закон «О защите прав потребителей», после чего страхователи стали взыскивать в судах не только разницу в оценке ущерба, но также штрафы, неустойку и моральный вред. Например, средняя выплата по ОСАГО у страховщика, по данным РСА, составляет 36 000 руб., а у судей — 50 000 руб. (без учета неустоек и проч.). В сентябре прошлого года, по данным самих страховщиков, суд устанавливал размер уже каждой шестой выплаты (17,4%).
В сложившейся ситуации РСА занялся созданием единой методики вместе с Центробанком, к которому скоро должны перейти полномочия по принятию этой единой методики.
Как отмечают эксперты, опрошенные изданием, единая методика может снять до 70-80% споров в ОСАГО, а до автовладельцев начнут доходить реальные выплаты, которые уходят от страховщиков на оплату деятельности юристов, кроме того, методика позволит сократить разрыв между оценками разных экспертов до 10% от величины ущерба (пока проект предполагает 15%).
Как отмечают в РСА, последняя из трех составляющих методики — единые ценовые справочники для 12 территориальных зон — будет готова к июлю, она объединит данные о стоимости 80 млн наименований запчастей 67 марок автомобилей, цены нормочасов и отдельных ремонтных работ. Эти справочники будут определять порядок расчета размера расходов на запасные части и стоимость лакокрасочных материалов, проведения работ, а также порядок расчета износа деталей и стоимость годных остатков. Если все эксперты станут действовать в соответствии с едиными правилами, то споров возникать не будет, а от этого выиграют и страховщики, и страхователи.
Для определения цен на запчасти будет изучаться реальная стоимость запчастей, поставляемых конкретными поставщиками, с учетом таможенных и иных факторов, которые определяют конечную стоимость запчастей в стране.
Подготовленные РСА документы учитывают справочники производителей и базы стоимости восстановительного ремонта (Audatex, Silver DAT II, MotorWert), а нормочас и запчасти различаются в Архангельске и Владивостоке, именно поэтому никто сейчас не стремится заявить о готовности методики, идет ее доработка, отмечают страховщики.
Кроме того, как пишут «Ведомости», проект единой методики оценки ущерба описывает трудозатраты на различные работы и содержит приложения с описанием, какие детали можно ремонтировать, а какие нет, по рекомендациям производителей. Так, например, Chrysler допускает ремонт любых деталей, а Audi обязывает заменять детали с изломами. Страховщики также решили проблему выбора экспертов-оценщиков — согласно проекту правил проведения экспертизы, если у страховой компании уже есть контракт с экспертом-оценщиком, страхователю ничего не остается, как воспользоваться его услугами.