Россию выведут за границы TIR

Международный союз автомобильного транспорта предложил исключить Россию из системы международных дорожных перевозок (TIR). Этот шаг лишь узаконит фактическое положение дел, однако неминуемо приведет к тому, что стоимость грузов из-за границы и сроки их перевозки вырастут. Это скажется и на цене многих импортных товаров.

О том, что Россия ввиду таможенных ограничений, нарушающих международное право, может быть исключена из системы TIR, официально заявил Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Исключение территории РФ из зоны действия международной гарантии приведет к тому, что расходы перевозчиков возрастут. По данным МСАТ, которые приводит РБК, таможенная лицензия на провоз товаров из Италии в Россию стоила около 2 тыс. руб., после введения ограничений со стороны ФТС РФ – 6 тыс. руб., а выход нашей страны из системы TIR увеличит расходы перевозчика до 10 тыс. руб. С тем, что фактическое исключение России из системы TIR приведет к увеличению стоимости и сроков международных грузовых автоперевозок, согласен начальник управления международных перевозок DPD в России Евгений Привалов.

Стоит отметить, что по системе TIR в Россию идет 40% импорта на 110 млрд долларов в год, а исключение России из этой системы не только поднимет цены на импортные товары, но и осложнит экспорт из РФ.

Корни конфликта интересов лежат очень глубоко. Как мы уже сообщали, в конце октября 2013 года международные перевозчики (АСМАП) обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой уладить их конфликт с Федеральной таможенной службой (ФТС), которая решила прекратить оформление перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок (МДП). Книжки МДП, используемые в 60 странах мира, позволяют перевозчику груза не платить пошлины на границе, предоставляя на таможенном пункте отрывной талон. Вместо этого перевозчикам предложили сложную и затратную процедуру с использованием платных услуг, которые оказывают компании «РОСТЭК» и «АРСЕНАЛЪ». Причиной отказа от книжек МДП в таможне назвали долг АСМАП перед бюджетом в размере 20,8 млрд руб., хотя сами перевозчики наличие каких-либо задолженностей отрицают.

Максим Афанасьев, специалист по таможенным операциям компании LogLab, считает, что исключение России из членства организации, применяющей положение конвенции МДП 1975 г., лишь юридически оформит уже существующие ограничительные меры, введенные на территории РФ. По словам Афанасьева, фактически книжки МДП уже не являются обеспечительной мерой при перевозке товаров по таможенному транзиту по территории России в случае ввоза через российскую границу иностранных товаров. В настоящий момент российские таможенные органы используют книжки МДП как обеспечение – в тех случаях, если они открываются на границе Белоруссии и Казахстана. Многие перевозчики грузов уже приспособились к этим правилам: они страхуют грузы при перевозке, оформляя страховые полисы на ввозимую партию товаров при перевозке под таможенным транзитом.

Михаил Козлов, заместитель директора оперативного управления по таможенным вопросам холдинга AsstrA, рассказал «За рулем.РФ», что основная проблема возникнет, если Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) объявит об отзыве международной гарантии МДП на территории России, как это уже было в декабре 2002 года.

«Такое решение может быть вызвано неготовностью стран Таможенного союза обеспечить транзит товаров по их территории в Россию или обратно без применения процедуры МДП, – поясняет Михаил Козлов. – В Белоруссии, например, пока нет достаточного объема национальных банковских гарантий для таможенных органов, позволяющего обеспечить существующий транзитный поток товаров на автотранспорте без гарантии МДП».

По данным эксперта, 14 февраля был подписан протокол между РУП «Белтаможсервис» (Беларусь) и страховой компанией «АрсеналЪ» (Россия) о создании единого гарантийного объединения. На первом этапе, согласно протоколу, идут работы по техническому, информационному и организационному обеспечению такого объединения. До завершения этого процесса отзыв гарантии МДП приведет к резкому снижению транзита товаров через Белоруссию и одновременно к увеличению очередей в пунктах пропуска на российской внешней границе ТС (Прибалтика, Финляндия, Украина).

Промедление с решением вопроса о функционировании международной гарантии МСАТ на территории России ведет к прекращению функционирования Конвенции МДП на ее территории, подчеркивает Михаил Козлов. По его словам, участники логистического процесса международных автоперевозок товаров в/из Россию или транзитом по ее территории не могут бесконечно долго работать в условиях неопределенности и потихоньку организуют международные перевозки без применения процедуры МДП. «Есть информация, что предприятие БАМАП-сервис готовится стать таможенным гарантом, в первую очередь для белорусских перевозчиков, при транзите товаров в Россию через территорию Белоруссии», сообщает наш эксперт.

Подпишитесь на «За рулем» в