Автошколы на грани закрытия из-за нерасторопности министерств
Деятельность автошкол начали приостанавливать из-за нерасторопности министерств, пишет сегодня «Российская газета». Напомним, 5 ноября в стране вступили в силу поправки в закон «О безопасности дорожного движения», вводящие новые категории, подкатегории, а также новые условия подготовки. Закон этот требует большого количества подзаконных актов, которые до сих пор не прописаны. Занимается разработкой этих документов Минобрнауки. Журналисты еще в ноябре интересовались, почему же сначала принимается закон, а потом разрабатываются программы обучения, но вразумительного ответа тогда получить не удалось. Прошло больше трех месяцев, и выясняется, что учить будущих водителей, исходя из действующих законов, не имеет права ни одно учебное заведение.
Специалисты иронизируют: найден идеальный способ борьбы с пробками на дорогах — путем сокращения водителей на дорогах. На сегодня в стране насчитывается более 8 тысяч автошкол. Ежегодно права получает порядка 2,5 миллионов человек. Возрастающая активность региональных органов обрнадзора по проверке этих учебных заведений способна сократить эту армию до нуля.
Так, по решению Ухтинского городского суда в Коми судебные приставы приостановили деятельность учебного заведения «Автошкола 11 регион» сроком на 45 суток. Среди основных нарушений — отсутствие согласованных с ГИБДД программ подготовки водителей и отсутствие заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Судебные приставы вручили директору школы постановление о возбуждении исполнительного производства и разъяснили о последствиях неисполнения решения суда, в том числе о привлечении к административной и уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
Напомним, 7 ноября вступили в силу лицензионные требования к образовательным учреждениям. В частности, они по новым правилам должны иметь программы подготовки водителей и акт из ГИБДД о соответствии материально-учебной базы этим программам. Но получается замкнутый круг: программы автошколы должны разработать на основании примерных программ, утвержденных министерством образования. Эти программы — а их 16 штук, плюс еще и подпрограммы — были разработаны, прошли все согласования и с конца декабря лежат в Минюсте в ожидании регистрации. Без этих программ ГИБДД даже не представляет, какой такой акт нужно выписывать. Поэтому пока ГИБДД этих документов ни одной автошколе не выдает.
Однако все это не мешает местным лицензионным органам выявлять грубые нарушения в лицензировании автошкол. Причем автошколы представляют надзирающим органам официальные отказы из ГИБДД, где утверждается, что учебно-материальная база не может быть согласована до тех пор, пока законодательно не будут утверждены новые программы подготовки водителей транспортных средств, но это надзирающие органы не останавливает.